Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Новгородской области с обращениями граждан в сфере защиты прав потребителей за 9 месяцев 2020 года
Управление Роспотребнадзора по
Новгородской области отмечает, что тенденция роста обращений граждан остается
неизменной. Результаты анализа рассмотрения обращений по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей
показали, что число обращений за 9 месяцев
2020 года увеличилось на 14,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года, так за текущий период в Управление
и территориальные отделы поступило
2193 обращения (9 мес. 2019 года – 1918 обращений).
В
общем объеме обращений, поступивших в Управление, наибольшее количество
обращений (1455) приходится на нарушения в сфере защиты прав потребителей, доля которых составила 66,0 %. Количество обращений по вопросам,
связанным с защитой прав потребителей по сравнению с 9 мес. 2019 увеличилось на
21 % (9 мес. 2019 г. поступило 1206 обращений).
На
нарушения прав потребителей в сфере розничной купли-продажи поступило 418
обращений (29 %), количество обращений по сравнению с 9 мес. 2019 года практически осталось на том же уровне (9мес.
2019 г.- 411 обращений), из них
наибольшее количество обращений -283 или 68,0% касалось нарушений прав
потребителей при реализации непродовольственных товаров; на нарушения прав
потребителей при продаже товаров дистанционным способом (через Интернет-магазины,
мобильные приложения) поступило 60
обращений (21,2%).
Среди общего количества поступающих обращений
по защите прав потребителей стабильно
превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля которых
составила 72% (поступило 1037 обращений)
(9 мес. 2019 г.- 66,0% или 795 обращений).
Анализ структуры обращений в сфере услуг
показал, что на 44,0 % увеличилось количество обращений на нарушения прав
потребителей при предоставлении бытовых услуг (поступило 92 обращения); на 64,3
% в сфере предоставления туристских услуг (23 обращения); в 2,2 раза возросло
количество обращений в сфере предоставления медицинских услуг (41 обращение).
В
сфере культурно-развлекательной деятельности количество обращений увеличилось в
4,0 раза (с 4 до 16).
На
28 % снизились количество обращений на нарушения прав потребителей при
предоставлении жилищно-коммунальных услуг (поступило 138 обращений); на 12,0% в
сфере предоставления услуг связи (64 обращения).
На
прежнем уровне осталось количество обращений, связанных с деятельностью на финансовом
рынке (48 обращений).
Уровень
проведенных проверок и административных расследований в текущем году по
сравнению с 9 месяцами 2019 года характеризуется следующими показателями:
— количество обращений, ставших
основанием для проведения проверок
снизилось практически в 3 раза, чем за аналогичный период 2019 г.;
— количество обращений, ставших
основанием для проведения административных
расследований также снизилось в 1,3 раза.
Соответственно снизилось и количество
оформленных протоколов об административных правонарушениях в рассматриваемом
периоде в 1,7 раз.
За девять месяцев 2020 года Управлением в суды
подано 58 исков в защиту прав и
законных интересов потребителей, из них в защиту:
неопределенного
круга потребителей-15,
конкретного
потребителя- 43.
Рассмотрено
46 исков (79 % от общего количества
поданных исков), удовлетворено 93 % от рассмотренных исков (43), из них в
защиту:
неопределенного
круга — 10,
в
защиту конкретного потребителя-33.
Присуждено
денежных средств в пользу потребителей 2
млн. 435,5 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 72,5 тыс. рублей.
Количество
исковых заявлений, поданных Управлением в суд в защиту прав потребителей,
увеличилось по сравнению с 9 мес. 2019 года в 3,3 раза (9 мес. 2020-43 иска, 9 мес.2019-13 исков).
При
этом, при отсутствии документов (доказательств) нарушений прав потребителей, при
этом в обращениях граждан содержатся признаки нарушений – выдаются
предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (89
предостережений за 9 мес.2020 г.).
Напоминаем
гражданам, что до подачи жалобы в органы Роспотребнадзора необходимо предъявить
претензию исполнителю услуг, продавцу товара, заявив требование в соответствии с
Законом РФ «О защите прав потребителей» и только в случае неудовлетворения
законного требования потребителя или бездействия исполнителя услуг или продавца
товара (юридического лица или индивидуального предпринимателя) направить
обращение в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области.
За
консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей
при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:
—
в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106, 971-117 (г. Великий
Новгород, ул. Германа, д. 14);
—
в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по
телефону 77-20-38, 73-06-77 (г. Великий Новгород, ул. Германа, д. 29);
—
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области напоминает потребителям
финансовых услуг о том, что в г. Зеленограде открыта круглосуточная постоянная
горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей
финансовых услуг. Граждане, проживающие в любых регионах могут задать свои
вопросы круглосуточно по телефону (звонок бесплатный): 8 800-100-29-26;
—
работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном
режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без
выходных дней на русском и английском языках;
Управление
напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный
информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru
каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Кроме
того, для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение
консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской
области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться
с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений в баннере
«Справочник потребителя».