Памятка потребителю: Перегорели электроприборы. Кто виноват и что делать?
Любая бытовая
техника, которая работает от электричества, боится скачков напряжения. Они
могут произойти по ряду причин, большинство из которых происходят не по вине
потребителя. Причины скачков и отклонений от номинальных значений могут быть
разными:
— аварии на
подстанции, среди которых замыкания на линиях электропередач;
— импульсные
скачки напряжения из-за молнии;
— обрыв или
замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева;
— повреждения
кабеля при копке траншей;
— отключение
электроэнергии, приведшие к скачкам напряжения;
— перекос фаз,
приведший к длительной подачи напряжения более 300 вольт в сеть, из-за
отгоревшего нулевого проводника на ТП или в подъездном щите.
При возникновении подобных ситуаций
рекомендуем следующее:
1.Сообщить о случившемся в
аварийно-диспетчерскую службу.
Сам факт «скачка» напряжения обязательно
должен быть зафиксирован в Акте о происшедшей перемене напряжения с указанием
даты и точного времени соответствующей службой.
Поэтому важно сразу вызвать аварийную или дежурную
бригаду. При этом сообщается Ф.И.О., точный адрес, а также вид предоставленной
коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сообщение о предоставлении
коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в
письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной
регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае, если сотруднику
аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения
качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время
проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время
проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от
потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с
потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется Акт
проверки (п.104-109 постановления Правительства Российской Федерации от
06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с
«Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
2. Написать заявления в управляющую компанию и
в ресурсоснабжающую организацию с запросом заключения о причинах перепада
напряжения.
Виновным лицом может быть:
— энергоснабжающая организация: если причиной
выхода из строя бытовой техники послужило «плохое качество» подаваемой энергии;
— организация, обслуживающая общее имущество
жилого многоквартирного дома: если причиной ущерба являются поломки в
электрических сетях, проходящих от границы ответственности с энергоснабжающей
организацией до квартиры (жилого дома) пострадавшего, либо включая
внутриквартирную сеть, если пострадавший собственником не является;
— третье лицо (подрядчик работ, соседи): если
их действия привели к сбою в электрической сети дома.
Необходимо письменно обратиться в
энергоснабжающую организацию и организацию, обслуживающую общую собственность
жильцов многоквартирного дома (в случае, если потерпевший является
собственником частного дома, достаточно будет обратиться в энергоснабжающую
организацию), которые дадут свои заключения о том, кто виноват в случившемся.
Подобные заявления подлежат обязательной
регистрации и рассмотрению. Как правило, указанные организации осуществляют обследование
(осмотр) места происшествия с оформлением соответствующего Акта.
В Акте обязательно должен быть зафиксировать
период, в течение которого не было электричества. Если был нанесен ущерб
технике, это также должно быть указано в акте. О полученных в результате осмотра выводах
обратившееся лицо должно быть уведомлено в срок не позднее 30 календарных дней
с момента обращения.
Для этого необходимы документы (заключение,
акт, заказ-наряд или иной документ) сервисного центра о том, что ваша бытовая
техника вышла из строя по причине «скачка» напряжения. Также необходим будет
документ, подтверждающий оплату за ремонт «сгоревшей» бытовой техники. Если
изделия не подлежат ремонту, то необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они
посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом
износа. Стоимость этой услуги необходимо впоследствии включить в исковое
заявление.
4.Обратиться с претензией к причинителю вреда
имуществу для возмещения убытков, понесенных вследствие предоставления
коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Именно к исполнителю коммунальной услуги
необходимо адресовать претензию, связанную с повреждением имущества потребителя
вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации Закон
РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей»
(далее-Закон) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при
обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был
безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не
причинял вред имуществу потребителя.
Срок удовлетворения претензии не более 10 дней
с даты ее вручения (ст.22 Закона «О защите прав потребителей»).Один экземпляр
претензии необходимо вручить причинителю вреда имуществу, либо направить по
почте письмом с уведомлением о вручении. В случаи личного вручения претензии,
на втором экземпляре обязательно указываются дата, должность, Ф.И.О. лица,
принявшего претензию.
5.При отказе о добровольном возмещении
убытков, обратиться в суд.
Как принято в отечественной и мировой судебной
практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возложено
на более сильную сторону спора. Потребитель, а в особенности потребитель
электроэнергии, которую поставляют в основном субъекты естественных монополий,
всегда выступает слабой стороной договора как с экономической, так и с
юридической точки зрения, поскольку, в подавляющем большинстве случаев, даже не
имеет технической возможности доказать в суде тот или иной факт в вопросах
потребления электроэнергии. Как правило, потребитель имеет лишь простое принимающее
оборудование, которое не фиксирует перепады напряжения и иное ненадлежащее
исполнение договора поставщиком электроэнергии.
Следовательно, бремя доказывания того, что
вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате
ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по
договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на
энергоснабжающую организацию.
Важно! Требования
к качеству подаваемой электрической энергии гражданам-потребителям предусмотрены
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные, Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, это:
постоянное
соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ
32144-2014)
отклонение напряжения
и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской
Федерации о техническом регулировании не допускается.
Обращаем Ваше внимание! Работает Единый
консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по
телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней
на русском и английском языках.
Дополнительно
информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.