Цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке. Что делать?
Нередко при
покупке товара в магазине возникает ситуация, когда цена на товар, указанная на
ценнике, не соответствует цене на кассе.
Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области напоминает алгоритм действий, в случае расхождения стоимости товара
на ценнике в торговом зале магазина со стоимостью в кассовом чеке.
В соответствии
со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
(далее — Закон о защите прав потребителей) продавец обязан своевременно
предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах,
обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию о цене
в рублях и условия приобретения товаров.
На основании ст.
494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), выставление в
месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их
образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний,
каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети
«Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны
ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за
исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары
не предназначены для продажи.
Соответственно
ценник на товаре в торговом зале является публичным
предложением (офертой) и продавец обязан продать товар именно по той цене,
которая в этой оферте указана.
В соответствии с
п.3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2020 г. №2463) продавец
обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием
наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара
(вес (масса нетто), длина и др.).
Таким образом,
продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. А покупатель
обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения
договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ).
При
выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках необходимо:
1. Зафиксировать
информацию о цене товара, размещенную на ценнике (сфотографировать ценник; в
присутствии свидетелей пригласить представителя продавца к месту размещения
ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником). Фиксация
информации о цене товара, размещенной на ценнике, потребуется для использования
в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.
2.
Предъявить претензию продавцу
Сразу после
покупки товара устно сообщить о
несоответствии цены товара в чеке цене, указанной на ценнике, представителю продавца
(руководству магазина) и потребовать немедленно исправить нарушение
законодательства, т. е. продать товар по цене, указанной
на ценнике.
В случае отказа
в удовлетворении устной претензии предъявить продавцу письменную претензию,
составленную в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями:
-требованием о
возврате разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ) либо в
разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в
связи с не предоставлением возможности незамедлительно получить при заключении
договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Рекомендуем
приложить к претензии копии (фотографии) кассового, товарного чеков и ценника
на товар. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (его
представителю) лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у
потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте,
желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
Образец
претензии в случае обнаружения несоответствия цен
на
ценниках и в чеках на кассе
Кому:__________________________________
Адрес:_________________________________
Потребитель:___________________________
Адрес:_________________________________
Тел:___________________________________
ПРЕТЕНЗИЯ
«__»______ 20___г. в Вашей
организации я решил (ла) купить товар _______ по цене, указанной на ценнике в
торговом зале, _________ руб., это подтверждается фотографией ценника,
свидетельскими показаниями.
При
оформлении покупки на кассе оказалось, что цена за товар, указанная в чеке,
оказалась на ______ руб. дороже по отношению к той, что указана на ценнике в
торговом зале.
Таким
образом, в вашем магазине меня ввели в заблуждение относительно цены товара и
продали товар ________ на _______ руб. дороже.
На
основании п.п. 1 и 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, требую
возместить мне разницу в цене или вернуть уплаченную за товар денежную сумму в
установленный законом срок.
В
случае отклонения моей претензии и не удовлетворения моих требований в
добровольном порядке, я буду вынужден(а) обратиться в Управление
Роспотребнадзора, а также в суд за защитой своих нарушенных прав, как
потребителя. В судебном порядке я вправе требовать возмещения причиненных мне
убытков, компенсации морального вреда, выплаты неустойки и штрафа.
При
удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд
взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения
требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присуждённой судом в
пользу потребителя (основание п. 6 ст. 13 Закона о защите прав
потребителей).
Предлагаю
спор решить в досудебном порядке и удовлетворить мои требования в
установленные Законом сроки.
Претензию
прошу рассмотреть в течение 10 дней с момента получения, о принятом решении
прошу Вас уведомить незамедлительно, сообщив мне по телефону:
_______________________________, а также направить письменный ответ по
указанному мной адресу.
Приложение:
копии чеков, фотографии ценников (иные доказательства).
Дата_________________
Подпись_________________
При
отказе продавца в удовлетворении претензии потребитель вправе обратиться в суд
и (или) в Управление Роспотребнадзора с соответствующим заявлением, с
приложением ответа продавца на жалобу, фотографии ценника, копии чека.
Указанное
нарушение является основанием для привлечения нарушителей к административной
ответственности по части 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (обман потребителей). В соответствии с
указанной нормой обман потребителей (обмеривание, обвешивание или обсчет
потребителей при реализации товара) влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц —
от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати
тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае несоблюдения требований
законодательства при продаже товаров рекомендуем обращаться:
• в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106,
971-117;
• в Центр по информированию и
консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а,
каб.1.2 тел. 77-20-38, 73-06-77
Работает Единый
консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по
телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском
и английском языках.
Дополнительно
информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый
потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе
размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты
прав потребителей.