О мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов и оказания иных финансовых услуг Управления Роспотребнадзора по Новгородской области за 2021 год
Вопрос
совершенствования практики реализации Роспотребнадзором и его территориальными
органами имеющихся надзорных полномочий по обеспечению защиты прав потребителей
финансовых услуг в административном и гражданско-правовом порядке всецело
сохраняет свою актуальность, поскольку эффективная защита прав потребителей в
данной области, также как и вопросы повышения финансовой грамотности населения,
по мере развития финансовой сферы становятся все более значимым индикатором
состояния рынка финансовых услуг с точки зрения его доступности, открытости и
прозрачности.
Защита прав потребителей финансовых услуг находится в числе приоритетных
направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека. Управление Роспотребнадзора по Новгородской области
(далее-Управление) последовательно и системно проводит работу, направленную на
обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг. Финансовые услуги, и,
прежде всего, потребительское кредитование являются наиболее сложным сегментом
потребительского рынка.
За 2021 год в адрес Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области (далее-Управление) и Центра по
информированию и консультированию потребителей «ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области» всего поступило 305 обращений на
нарушение прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг (2020 г.-293).
В Управление поступило 70 письменных обращений (69-от граждан, 1-от
общественной организации), увеличение в 1,5 раза (2020 г.-46); 92 обращения
рассмотрены в рамках работы Общественной приемной Управления (2020 г.-110); Центром
рассмотрено по информированию и
консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Новгородской области» было рассмотрено 143 обращения граждан (2020 г.-137).
Структура обращений:
- на нарушения прав потребителей организациями
банковского сектора при заключении (исполнении) кредитного договора поступило
112 обращений, доля таких обращений составила 36,5 % (2020 г.-108);
- на предоставление (использование) пластиковой
карты поступило 14 обращений (2020 г.-8);
- на заключение (исполнение) договора банковского
вклада – 9 обращений (2020 г.-1);
- по иным основаниям, в том числе страховым
услугам- 170 обращений, что составляет 55,4% от общего количества обращений
(2020 г.-176).
Основная доля обращений связана с не
удовлетворением требований (претензий) имущественного
характера. Также причинами обращений граждан послужили:
— не доведение до потребителей
перед заключением договора необходимой информации об услугах, обеспечивающей возможность их
правильного выбора, в том числе, о
возможности выбора страховой организации и выгодных условий страхования,
проектах графиков платежей и расчетов полной стоимости кредита в двух
вариантах: со страхованием и без страхования (для обеспечения выбора наиболее
приемлемых условий);
— включение в кредитный договор,
заключенный с конкретным потребителем
условий, ущемляющих права потребителей;
— не доведение до сведения
потребителя достоверной информации о
приобретаемых услугах, общей стоимости
услуг, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
По результатам рассмотрения 63 обращений
потребителям были даны разъяснения об их правах и механизме их реализации, так
как требования потребителей носили имущественный характер, даны разъяснения о
полномочиях Управления и о порядке судебной защиты прав потребителей на основании норм Гражданского кодекса
Российской Федерации и Закона о защите прав потребителей с одновременным
разъяснением оснований возможного участия Управления в такой защите.
По результатам рассмотрения обращений Управлением
в соответствии с ч 1 ст.49 ФЗ №248 от 31 июля 2020 «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»исполнителям финансовых услуг выдано 5 предостережений о
недопустимости нарушения обязательных требований законодательства о защите прав
потребителей.
В
соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан в
Российской Федерации» от 02.05.2006 г. направлено по подведомственности 27
обращений в Управление Службы Банка России
по защите прав потребителей финансовых услуг.
По результатам рассмотрения письменных обращений
проведено 2 контрольных (надзорных)
мероприятия, выявлено 10 нарушений норм законодательства о защите прав
потребителей, из них 2 нарушения связано с правом потребителей на полную и
достоверную информацию об услуге, нарушения ст.ст.8-10,12 Закона РФ «О защите
прав потребителей» (далее-Закон); 6 нарушений связано с включением в кредитные
договоры условий, ущемляющих права потребителей, по сравнению с правилами,
установленными законодательством о защите прав потребителей, нарушения ст.16 Закона; 2 нарушения ФЗ «О
потребительском кредите (займе). По результатам проведения мероприятий по
контролю выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений.
По итогам рассмотрения 4 письменных обращений
в соответствии со ст.ст.28.1., 28.7 КоАП РФ было возбуждено 4 дела об
административных правонарушениях с проведением административных расследований.
По окончанию проведения КНМ и
административных расследований в отношении
исполнителей финансовых услуг составлено 10 протоколов об
административных правонарушениях: по ч.
1 ст. 14.8 КоАП РФ – 4 протокола; по ч.
1 ст. 14.5 КоАП РФ – 1; по ч. 2 ст. 14.8
КоАП РФ – 4 протокола; по ст. 19.7 КоАП
РФ – 1 протокол.
По результатам рассмотрения
протоколов вынесено 9 постановлений о назначении административного
наказания, наложено штрафов на общую сумму 86 тыс. рублей; выдано 4
представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению
административных правонарушений.
В судах на рассмотрении находится 6
заявлений о признании недействительными
постановлений, предписаний, представлений Управления, по 4 делам
решения приняты в пользу Управления,
2 заявления находятся на рассмотрении в суде первой инстанции.
Наиболее распространенной формой
участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является
вступление в процесс для дачи заключения
по делу в целях защиты прав конкретных потребителей на основании и в порядке,
установленном взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 40
Закона №2300-1.
Управлением в сфере предоставления
финансовых услуг (банковских,
страховых) было дано 13
заключений по делам в целях защиты прав потребителей, рассмотрено 6 исков,
присуждено потребителям 717, 4 тыс. руб., из них в счет возмещения морального
вреда- 11,0 тыс. рублей.
За 2021 год на сайте Управления дано 64
разъяснения потребителям по финансовым
услугам.
В отношении 29 организаций –
исполнителей финансовых услуг проведено72 профилактических мероприятия
(консультации, разъяснения, предостережения и др. мероприятия).
С памятками для
потребителей финансовых услуг можно ознакомиться на сайте Государственного информационного
ресурса в сфере защиты прав потребителей. Также приглашаем посмотреть
наглядные видеоролики
о финансовых услугах (автострахование, ипотечный кредит, банковские
карты, платежи и переводы, вклады и т.п.), созданные в рамках проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации».
За 2021 год Управлением для учащихся общеобразовательных организаций
(дошкольники, школьники, студенты) проведено 23 мероприятия (уроки, онлайн
уроки, конкурсы и т.д.), охвачено 772 человек, 2 мероприятия для детей-сирот
(23 человека), для взрослого населения (трудоспособное население, граждане
пожилого возраста) проведено 25 мероприятий: проводились
информационно-просветительские мероприятия
посредством телефонных горячих линий, лекций, семинаров, личного приема,
интернет-ресурсов, выездных приемных, в том числе на базе МФЦ, торговых центров
города, в которых приняли участие 1481 человек.
Управление принимает меры в пределах
полномочий; плановые проверки в сфере ЗПП не проводятся, поэтому гражданам
рекомендуем обратить внимание на нижеследующее.
В
соответствии со Стратегией финансово грамотный гражданин должен как минимум:
- следить
за состоянием личных финансов;
- планировать
свои доходы и расходы;
- формировать
долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для
непредвиденных обстоятельств;
- иметь
представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую
информацию;
- рационально
выбирать финансовые услуги, прежде чем подписать договор, внимательно прочитать
его условия;
- жить
по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
- знать
и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
- быть
способным распознавать признаки финансового мошенничества;
- знать
о рисках на рынке финансовых услуг;
- знать
и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
- вести
финансовую подготовку к жизни на пенсии.
За
консультациями по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по вопросам
соблюдения законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг обращаться:
- Центр
по информирования и консультирования потребителей, телефоны: 77-20-38;
73-06-77;
- Общественная
приемная Управления, телефон 971-106;
- по телефону
Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в
круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок
бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
- в
отделе МФЦ по г. Великому Новгороду
(адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) консультации
можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00;
- -в МФЦ Онлайн
консультирование проводиться еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00
часов. Чтобы получить ответы на
интересующие вопросы в сфере защиты прав потребителей необходимо обратиться в
один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в
онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо
предъявить документ, удостоверяющий личность).
Дополнительно
информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать свое право
потребителей на получение консультативной помощи, функционирует Государственный
информационный ресурс для потребителей (ГИС ЗПП). Каждый потребитель может
ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных
и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.