Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по защите прав потребителей за 2021 год
Судебная
защита граждан в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты
прав потребителей осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Новгородской
области в формах, предусмотренных законодательством о гражданском
судопроизводстве. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 40 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган
государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав
потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей,
неопределенного круга потребителей), а также с заявлениями о ликвидации
изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера,
владельца агрегатора) либо о прекращении деятельности индивидуального
предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за грубое
нарушение прав потребителей, а также может быть привлечен судом к участию в
деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц,
участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства.
Управлением
подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за 2021
год.
Наиболее
распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах
общей юрисдикции является вступление в процесс
для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей
на основании и в порядке, установленном взаимосвязанными положениями статьи 47
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и
статьи 40 Закона №2300-1.
В 2021 году Управлением было дано 134
заключения по делам в целях защиты прав потребителей, что на 28% меньше, чем в
2020 г. (186 заключений). Из 96
рассмотренных судебных дел, требования потребителей удовлетворены по 92 делам, что составило 96,0 %. С помощью
специалистов Управления потребители вернули себе денежные средства за
некачественный товар или услугу на общую сумму 15512,5 млн. руб., из них в счет
компенсации морального вреда 249,1 тыс. рублей. По сравнению с 2020 годом
сумма, присужденная в пользу потребителей, увеличилась почти на 8,5 млн. руб. (2020 г.-186
заключений).
Структура заключений по гражданским делам
показала, что как и в 2019-2020 годах большая их часть приходилась по делам в сфере предоставления
услуг (выполнения работ), было дано 94 заключения, что составило 70,1%.
Требования потребителей удовлетворены по 62 искам из 66 рассмотренных (93,9%); в
пользу потребителей присуждено 9455,4 тыс. руб., в том числе в счет возмещения
морального вреда 193,8 тыс. рублей.
Из них наибольшее количество заключений было дано в
следующих сферах:
- бытовое
обслуживание населения — 39 заключений (41,5%), рассмотрен 31 иск, в
пользу потребителей присуждено 6581,5 тыс. руб., из них в счет компенсации
морального вреда 95,8 тыс. рублей;
- деятельность
на финансовом рынке (банковская,
страховая деятельность) — 13 заключений (13,3%), рассмотрено 6
исков, присуждено потребителям 717, 4 тыс. руб., моральный вред- 11,0 тыс. рублей;
- жилищно-коммунальные
услуги — 11 заключений (11,7%), из 6 рассмотренных исков требования
потребителей удовлетворены по 5 искам, присуждено потребителям 1181,0 тыс. руб., в т.ч. моральный
вред-42,0 тыс. руб.;
- в
сфере предоставления прочих видов услуг (физкультурно-оздоровительная
деятельность, кадастровая деятельность и др.) -14 заключений, рассмотрено
и удовлетворено 6 исков, присуждено потребителям 184,1 тыс. рублей, в том
числе 18,0 тыс. в счет возмещения морального вреда;
- в
сфере долевого строительства жилья- 6 заключений, присуждено в пользу
потребителей 1181,0 тыс. руб., моральный вред-42,0 тыс. руб.
В сфере торговли дано 40 заключений (29,9%), по
результатам рассмотрения 30 дел
требования потребителей удовлетворены в 100% случаях, в пользу потребителей
присуждено 6057,1 тыс. руб. из них компенсация морального вреда -55,3 тыс. руб.
На нарушения прав потребителей при
заключении договоров с использованием дистанционных каналов («Интернет»,
мобильные приложения) было дано 7 заключений, рассмотрено и удовлетворено 4
иска, присуждено 358,8 тыс. руб., из них компенсация морального вреда-4,5 тыс.
руб.
Кроме того, в
2021 году Управлением продолжена работа по подаче исков в защиту законных
интересов конкретных потребителей.
В защиту прав граждан
подано 45 исков (2020 г.-54 иска), из них-8 в сфере розничной торговли, в том
числе-2 в сфере дистанционной продажи товаров; 37 исков в сфере услуг, из них
35-в сфере бытового обслуживания населения, 2-в сфере предоставления
транспортных услуг. Доля удовлетворенных исков, поданных в защиту
прав потребителей, из числа рассмотренных (40 исков) составила 100%; в пользу потребителей
присуждено 4447,1 тыс. рублей, из них в
счет компенсации морального вреда 96,0 тыс. рублей.
Средняя взысканная
сумма на один удовлетворенный иск составила 105,9 тыс. руб. (2020 г.-77,7 тыс.
рублей).
В защиту прав неопределенного
круга потребителей подано 3 иска (2020 г.-17 исков), из них 2 в сфере ЖКХ к
исполнителям жилищно-коммунальных услуг об
обязании обеспечить
водоснабжение населения холодной
питьевой водой соответствующей действующим нормативным требованиям по
санитарно — химическим и органолептическим показателям, оба иска удовлетворены частично в пользу Управления и
1 –в сфере торговли в отношении индивидуального предпринимателя о прекращении
противоправных действий, выразившихся в реализации обуви без маркирования
средствами идентификации и без необходимой и достоверной информации,
обеспечивающей возможность правильного выбора
обуви, решением судебного органа иск удовлетворен в пользу Управления.
— Примеры по заключениям Управления по делам в сфере защиты прав
потребителей.
1)Управление
Роспотребнадзора было привлечено
мировым судьей Новгородской области к участию в гражданском деле в качестве
государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителя по иску потребителя к
исполнителю о расторжении договора, взыскании неустойки, компенсации морального
вреда.
Суть исковых требований заключалась в том, что Истец заключил договор об оказании
спортивных услуг. В дальнейшем истец обратился с заявлением о возврате денежных
средств по причине увольнения тренера. В приеме заявления истцу было отказано.
В дальнейшем заявление было получено ответчиком
по почте. Ответчик требования истца в добровольном порядке не удовлетворил.
Поскольку ответчик не удовлетворил требования
гражданина в добровольном порядке, истец был вынужден воспользоваться своим
правом на судебную защиту и предъявил к исполнителю иск в порядке,
предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Решением мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного
района требования потребителя были
удовлетворены частично и принято решение взыскать
в пользу истца денежные средства в размере 32 000 рублей, неустойку в
размере 3 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000
рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования
потребителя в размере 18 500 рублей, расходы по оплате услуг представителя
2 000 рублей, почтовые расходы в размере 205 рублей 68 копеек, всего в
сумме 57 705,68 рублей.
2)Управление
было привлечено мировым судьей Новгородской области к участию в
гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу
в целях защиты прав потребителя по иску потребителя К. к исполнителю о взыскании денежных средств,
неустойки, компенсации морального вреда. Суть исковых требований заключалась в том, что Истец, являясь
собственником подарочной карты продавца номиналом в 30 000 рублей,
обратился за ее использованием, однако в использовании было отказано, по
причине реорганизации продавца.
Прекращение деятельности одного юридического лица произошло путем
реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. В соответствии
с ст. 58 ГК РФ при слиянии юридических
лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему
юридическому лицу. При присоединении
юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и
обязанности присоединенного юридического лица. Претензия в адрес продавца не
была рассмотрена, требование потребителя не удовлетворено.
Поскольку ответчик не удовлетворил требования
гражданина в добровольном порядке, истец был вынужден воспользоваться своим
правом на судебную защиту и предъявил к исполнителю иск в порядке, предусмотренном
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Решением мирового
судьи судебного участка № 35 Новгородского судебного района требования
потребителя были удовлетворены частично и принято решение взыскать
в пользу истца денежные средства в размере 30 000 рублей, неустойку в
размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000
рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования
потребителя в размере 20 500 рублей, а всего в сумме 61 500 рублей.
Примеры
судебных дел по искам Управления в интересах потребителей.
1.Управление обратилось
к Мировому судье судебного участка
Новгородского судебного района Новгородской области с исковым заявлением
в защиту прав потребителя к исполнителю бытовых услуг в связи неисполнением обязательства по договору об
осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,
установленные Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям от
27.11.2020 года № СПБ80- 16941-И/20-001, а именно, обязать выполнить
мероприятия по технологическому
присоединению энергопринимающих
устройств на объекте потребителя. Решением мирового судьи требования
потребителя признаны законными и подлежащими исполнению.
Дополнительно
информируем, что в соответствии с п. 6. ст. 13 Закона при удовлетворении
судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с
изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или
уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном
порядке удовлетворения требований потребителя штраф в
размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу
потребителя.
За
консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав
потребителей
при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг), в том числе по вопросам
судебной защиты прав потребителей можно
обращаться:
— в Общественную
приемную Управления по телефонам 971-106.
— в Центр по
информированию и консультированию потребителей
ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону по тел. 77-20-38,
73-06-77;
— работает Единый консультационный
центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800
555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском
языках.
Управление
напоминает о работе государственного
информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://zpp.rospotrebnadzor.ru, на
котором можно ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений.
Потребители и
представители сферы бизнеса могут ознакомиться с информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям,
сведениями о фактах нарушений требований технических регламентов,
фальсифицированным продуктам.
На портале размещена нормативная база по
защите прав потребителей, международные и региональные нормативные акты,
информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав
потребителей.
Кроме того, чтобы в полной мере реализовать
право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru в
разделе «Справочник потребителя» каждый потребитель может ознакомиться с
памятками, претензиями, образцами исковых заявлений.