Данные по защите прав потребителей по обращениям потребителей за 1 квартал 2022 года
В 1 квартале 2022 года
в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области (далее-Управление) поступило
343 обращения по вопросам защиты прав
потребителей, что составило 58,0 % от общего количества обращений, поступивших
в Управление (всего поступило 591 обращение). По сравнению с аналогичным
периодом 2021 года количество обращений в сфере защиты прав потребителей
снизилось на 11,1%.
Из поступивших
обращений граждан за 1 квартал 2022 года на нарушения в сфере торговли
приходится 163 обращения, увеличение в 1,3 раза (1 кв. 2021 г.-121 обращение), на
сферу услуг – 180 обращений, снижение на 32,1% (1 кв.2021 г.-265 обращений).
По вопросам
нарушений прав потребителей при продаже непродовольственных товаров поступило
86 обращений (количество обращений осталось на уровне аналогичного периода 2021
года), продовольственных товаров-77 обращений, количество обращений увеличилось
в 2,1 раза. На нарушение прав потребителей при продаже товаров дистанционным
способом поступило 34 обращения, увеличение в 1,3 раза.
Основными вопросами
обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации
о товаре, нарушение сроков рассмотрения требований потребителей, не направление
продавцами ответов на претензию потребителя в отношении заявленных требований,
отказ продавца в продаже предварительно оплаченного товара по цене, указанной
на сайте (при приобретении товаров с
использованием дистанционных каналов («Интернет»)), отказ продавцами в возврате
денежных средств, несоответствие цены на товар, указанной на ценнике, цене на
кассе и т.д.
В сфере услуг
актуальными являются вопросы нарушения прав потребителей:
- при
предоставлении жилищно-коммунальных услуг-37 обращений (1 кв. 2021 г.-43
обращение);
- услуг
связи- 20 обращений (1 кв. 2021г.-22 обращения);
- бытовое
обслуживание населения -15 обращений (1 кв.2021 г.-35);
- финансовых
услуг-14 (1 кв. 2021 г.-26 обращений);
- медицинских
услуг-6 обращений (1 кв.2021 г.- 12);
- транспортных
услуг-8 обращений (1 кв. 2021 -6);
- туристских
услуг-9 обращений (1 кв. 2021-2).
Количество
поступивших письменных обращений, связанных с нарушением прав потребителей в
сфере бытового обслуживания населения снизилось в 2,3 раза; в сфере оказания
медицинских услуг в 2 раза; в сфере предоставления финансовых услуг в 1,9 раза.
Увеличилось в 4,5 раза количество обращений при предоставлении туристских услуг.
В
первом 1 квартале 2022 года также поступали обращения на нарушения прав
потребителей при предоставлении гостиничных услуг, услуг долевого строительства
жилья, технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, в 1 квартале 2021 года обращения на указанные
сферы не поступали.
Суть
обращений о предоставляемых услугах (работах) также сводится к не предоставлению
необходимой и полной информации об услуге (работе), возврату денежных средств
по договорам, навязыванию дополнительных платных услуг, изменению условий
договора в одностороннем порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права
потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными
правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В
результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав
потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры,
направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных
интересов граждан.
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты
прав потребителей Управлением было дано 294 разъяснения норм законодательства; 112 обращений направлены по подведомственности, проведено 6
контрольно-надзорных мероприятий, 3 административных расследования, выдано
10 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения обращений гражданам в
добровольном порядке возмещен имущественный вред в размере 161, 6 тыс. руб.
При рассмотрении поступивших письменных и устных
обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей,
применяются не только меры административного реагирования в соответствии с требованиями
действующего законодательства, но и даются разъяснения законодательства о праве
обращения граждан к продавцам товаров, исполнителям услуг, работ по фактам
нарушений закрепленных законодательством их потребительских прав, как в
досудебном, так и в судебном порядке, оформляются и направляются иски в суды в
защиту прав потребителей.
В судебные органы в защиту прав потребителей подано 13
исковых заявлений, по результатам рассмотрения 7 исков требования потребителей
удовлетворены. В 39-ти гражданских процессах даны заключения по делам о защите
прав потребителей. Из 25 рассмотренных дел, требования потребителей
удовлетворены в 92% случаях (по 23 гражданским делам), присуждено денежных
средств в пользу потребителей 1249,0 тыс. рублей, из них в счет возмещения
морального вреда 63,0 тыс. рублей.
Специалистами
Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь
потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к
продавцам, изготовителям, исполнителям.
Эффективным
профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на
потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям
граждан.
Так,
за 1 квартал 2022 года Управлением и Центром по информированию и
консультированию потребителей проведено 32 горячие линии в сфере защиты прав
потребителей, дано 332 консультации по разъяснению потребителям их прав в
случае возврата денежных средств за товар (работу, услугу), приобретения товара
ненадлежащего качества, о возможностях по замене товара и т. д.
Управление обращает внимание граждан и
предпринимательского сообщества: Роспотребнадзор осуществляет работу по ведению
государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР
ЗПП): http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
На портале ГИР ЗПП размещены сведения о
нормативной базе по защите прав потребителей, о нестандартной продукции, не
отвечающей требованиям технических регламентов (в разделе «Продукция, не
соответствующая обязательным требованиям»), о статистических наблюдениях в
сфере защиты прав потребителей, о судебной практике по вопросам прав
потребителей в различных сферах потребительского рынка, а также образцы
претензий, исковых заявлений, многочисленные памятки и др. актуальная
информация, претензии и иная актуальная обучающие видеоролики.
Консультации в сфере защиты прав
потребителей можно получить:
— в Общественной приемной Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: 971-106,
971-083.
-в Центре по информированию и
консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа
29а, каб.1, 2 ; тел. 77-20-38; 73-06-77
-по телефону Единого консультационного центра
Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону
8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и
английском языках;
-в отделе МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес:
173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) консультации можно
получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00;
-в МФЦ Онлайн консультирование проводиться
еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00 часов. Чтобы получить ответы на
интересующие вопросы в сфере защиты прав потребителей необходимо обратиться в
один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в
онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо
предъявить документ, удостоверяющий личность).
Самостоятельная передача заявителем письменных
обращений в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, направление по
почте или курьером осуществляется по адресу: 173002, г. Великий Новгород,
ул. Германа, д.14.
Обращения граждан в форме электронных сообщений
направляются в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области путем
заполнения специальной формы в разделе сайта
Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и поступают в
общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.