Об итогах проведения совместной телефонной «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по
Новгородской области совместно с Центром
информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области», 12
апреля 2022 года провели «горячую линию» в целях защиты прав граждан
при предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг.
В ходе мероприятия на «горячую линию» Управления и
территориальных отделов обратилось 7 жителей
городов и районов области, в том числе: в Управление – 5 человек, в Центр
информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области» — 1 житель г. В.Новгорода.
Платные медицинские
услуги оказываются населению в соответствии с требованиями Постановления
Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими
организациями платных медицинских услуг» от 04.10.2012 года № 1006. К платным
медицинским услугам относятся дополнительные к гарантированному объему
бесплатной медицинской помощи услуги, оказываемые лечебно-профилактическими
учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
В числе заданных
потребителями вопросов содержались основные нарушения хозяйствующих субъектов,
предоставляющих платные медицинские услуги населению:
-договоры оформляются, в основном,
только чеком (отсутствие простой письменной формы);
— в договорах содержится неполная
информация о правах и обязанностях сторон;
— в договорах отсутствуют необходимые
сведения (реквизиты) об исполнителе;
— чек (квитанция) оформляются единой
суммой без разбивки по видам услуг, оказанных потребителю и др.
— условия, ограничивающие право пациента
на отказ от исполнения договора, в частности предусматривается удержание
медицинским учреждением всей денежной суммы, уплаченной по договору, что
является нарушением статьи 782 ГК РФ и статьи 32 Закона РФ «О защите прав
потребителей»;
— основания освобождения от
ответственности: прекращение лечения по инициативе Заказчика; возникновение
аллергии или непереносимости препаратов и стоматологических материалов,
разрешенных к применению. Указанные основания не являются законными и
существенно нарушают права пациента.
Так же высокий процент
занимают нарушения, связанные с предоставлением медицинскими организациями
услуг ненадлежащего качества.
При
обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору
потребовать (ст. 29Закона РФ «О Защите прав потребителей»):
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
- Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании
услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный
договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
- Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об
оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной
услуги или иные существенные отступления от условий договора.
- Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков,
причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения
договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением
обязательства по данному договору (ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей).
Обращаем Ваше внимание, что
учитывая специфику медицинских услуг, в результате потребителю может быть
причинен вред здоровью и жизни, который
подлежит возмещению исполнителем независимо от вины, в порядке предусмотренном
статьями 1095-1098 ГК РФ.
На основании статьи 14 Закона
РФ «О защите прав потребителей» вред, причиненный здоровью потребителя
вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков
услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещение вреда, причиненного
вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим независимо от
того, состоял он в договорных отношениях или нет.
В случае отказа медицинским учреждением
добровольно удовлетворить ваши требования потребителя, Вы вправе обратиться в
суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»),
дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15
Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Исковое заявление подается в суд по месту:
нахождения организации; вашего места жительства или пребывания, заключения или
исполнения договора (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Помните! Пациент наделен самым
важным правом — на качественную и безопасную медицинскую помощь. Без соблюдения
этого принципа существование всей медицинской отрасли лишается смысла.
За
консультациями по вопросам нарушения законодательства о защите прав
потребителей граждане могут обращаться
по телефонам:
77-20-38 — Центр информирования и
консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Новгородской области»;
971-106 – Общественная приемная
Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.