Об итогах рассмотрения органами местного самоуправления Новгородской области обращений граждан за 1 квартал 2022 года.
Полномочия органов местного самоуправления – это закрепленный федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами
за органами и
должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и
обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.
Органы
местного самоуправления играют первостепенную роль доверия граждан к закону и
действиям государства, так как являются наиболее приближенными и доступными по
месту жительства граждан.
В целях защиты прав потребителей на территории
муниципального образования, в порядке статьи 44 Закона РФ «О защите прав
потребителей» органы местного самоуправления
вправе:
— рассматривать обращения потребителей,
консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей
(неопределенного круга потребителей);
— разрабатывать муниципальные программы по защите прав
потребителей.
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ,
услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно
извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
На территории Новгородской области образованы 22
муниципальных образования. Работа по защите прав потребителей в большинстве
случаях проводится специалистами
экономических комитетов (отделы экономики и торговли), либо профильными
комитетами и отделами — отдел жилищного хозяйства, отдел коммунального
хозяйства, финансово-экономический отдел и др.
По итогам 1
квартала 2022 года специалистами органов местного самоуправления рассмотрено 2200
обращений, что на 21,8% меньше чем за
1 квартал 2021 года (2814 обращения). Из
них 1025 (46,6%) обращений поступило
в письменном виде. Если говорить о структуре обращений, то наибольшая часть
обращений 921 (41,9%)касалась сферы ЖКХ (1 квартал 2021г. –
1242 обращения).
На деятельность образовательных учреждений поступило 637 (29,0%)обращений, на торговлю
(пищевыми продуктами и непродовольственными товарами) — 124 обращения (5,6%), на
предоставление транспортных услуг
47 (2,1%)обращений и др.
Все
обращения рассмотрены, по результатам выявлено 65 нарушений норм законодательства, дано 979 консультаций по соблюдению требований законодательства о защите
прав потребителей, оказана помощь в
составлении претензий 11 гражданам; по
каналам информационной связи (через сайты Администраций муниципальных районов,
печатные и электронные СМИ) дано 740
разъяснений и консультаций, размещено 115
информаций и материалов для граждан.
Так, по результатам информации, поступившей от муниципальных
образований о деятельности специалистов, направленной на защиту прав
потребителей по итогам 1 квартала 2022 года, следует отметить, что наибольшее
количество обращений рассмотрено специалистами Администраций:
— Комитета потребительского рынка и услуг Администрации Великого
Новгорода – 1076 обращений, что от
общего числа обращений составило 48,9%;
— Шимского муниципального района – 303
обращения (13,8%);
— Чудовского муниципального района – 231 обращение (10,5%);
— Новгородского муниципального района – 220 обращений (10,0%);
— Боровичского муниципального района – 78 обращений (3,5%);
— Любытинского муниципального района – 73 обращения (3,3%);
— Валдайского муниципального района –
58 обращений (2,6%);
Работа по консультированию и информированию граждан была проведена
также специалистами:
— Маловишерского муниципального района – 38 обращений (1,7%);
— Хвойнинского муниципального района – 23 обращения (1,0%);
— Волотовского муниципального района – 18 обращений (0,82%);
Пестовского муниципального района – 18 обращений (0,82%);
— Окуловского муниципального района – 10 обращений (0,45%);
— Батецкого муниципального района – 9 обращений (0,41%);
По Демянскому (1 обращение), Крестецкому (2
обращения), Мошенскому (6 обращений), Парфинскому (6 обращений), Солецкому (1
обращение), Холмскому (4 обращения), Старорусскому (7 обращений) муниципальным
районам произошло снижение числа поступивших и рассмотренных обращений по
сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Хочется
отметить, что по сравнению с 2021 годом началась работа по рассмотрению
обращений граждан специалистами Поддорского (15 обращений) и Маревского (3
обращения) муниципальных районов.
Обращения
граждан в 2021 году рассматривались специалистами территориальных отделов
Управления Роспотребнадзора.
Состояние потребительского рынка в части соблюдения
требований законодательства о защите прав потребителей и степень доверия
граждан к органам местного самоуправления по разрешению их потребительских
проблем косвенно может характеризовать показатель количества поступивших и
рассмотренных обращений в расчете на 100 тысяч населения:
— Комитет потребительского рынка и услуг Администрации Великого Новгорода
– 181,6;
— Шимский район – 51,1;
— Чудовский район – 38,9;
— Новгородский район – 37,1;
— Боровичский район – 13,7;
— Любытинский район – 12,3;
— Валдайский муниципальный район – 9,8;
— Маловишерский район – 6,4;
— Хвойнинский – 3,9;
— Пестовский район – 3,03;
— Поддорский район – 2,53;
— Волотовский район- 3,0;
— Окуловский район –1,7;
— Батецкий район – 1,5;
— Мошенской район – 1,0;
— Старорусский район – 1,2;
— Парфинский район – 1,0;
— Холмский район – 0,7;
-Маревский район – 0,5;
— Крестецкий район – 0,3;
— Демянский район – 0,2;
— Солецкий район -0,2.
В целях повышения эффективности
реализации потребителями своих законных прав, обеспечения их соблюдения
наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском
рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является обмен
методической информацией и опытом практической работы по разрешению
потребительских споров оказания информационно-консультационной помощи гражданам
и предпринимателям.
Таким образом выполнение комплекса мероприятий для каждого муниципального района
области позволяет обеспечить эффективное
взаимодействие и сотрудничество
всех участников, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего
применения и развития заложенного
муниципальными и региональными программами принципа организации
комплексного и системного подхода к
совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты
прав потребителей.
В связи с этим будет продолжена совместная работа Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области, государственных органов
исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления,
общественных объединений потребителей.