О компетенции Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей на нарушение их прав при оказании услуг жилищно-коммунального хозяйства
В Управление Роспотребнадзора по Новгородской области поступают обращения граждан с просьбой провести проверку, принять меры в отношении управляющие организации по вопросу неправильного начисления за коммунальные услуги, содержания общего имущества в связи, с чем Управление сообщаем следующее.
Согласно п. 8.18 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области от 09.07.2012 г. № 695, Управление осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. При этом Управление вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности. Таким образом, Управление вправе давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесенным к его компетенции, и только в пределах закрепленных полномочий.
Правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, а именно Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 и др., не регулирующими исполнение государственной функции Роспотребнадзора.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Так как вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (включая, в том числе, все вопросы, касающиеся состава и порядка доведения до граждан – потребителей услуг ЖКХ необходимой информации о них) нормами ЖК РФ отнесены к вопросам в области жилищных отношений, регулируемых положениями жилищного законодательства, а статья 8 ЖК РФ говорит о приоритете именно норм ЖК РФ, т.е. проверка соблюдения связанных с этим обязательных требований является компетенцией органов государственного жилищного надзора.
На территории Новгородской области уполномоченным органом исполнительной власти в части осуществления контроля за соблюдением жилищного законодательства является Инспекция государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д.81 тел. 8(8162) 780-211).
По вопросам соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований жилищного законодательства, регулирующего, в частности, правоотношения с участием граждан по вопросу предоставления им коммунальных услуг, могут рассматриваться Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области как возможное основание для реализации таких функций, как:
— обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 4 статьи 40, статья 46 Закона N 2300-1, статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
— вступление в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 8 статьи 40 Закона № 2300-1, статья 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
НЕ ОТНОСЯТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ УправленияРоспотребнадзора по Новгородской области
Жалобы на:
— ненадлежащее предоставление коммунальных услуг, нарушение режима и нормативов их оказания;
— техническое состояние и эксплуатацию жилого дома, его инженерного оборудования, в том числе: ветхость, износ, аварийное состояние или ненадлежащее функционирование систем отопления, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, иных коммуникаций и конструктивных элементов жилого дома (протечки кровли, межпанельных швов, водостоков и т.д.);
— содержание и ремонт жилых домов, жилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: надписи на стенах, грязный лифт и полы в местах общего пользования, разбитые лампочки, засоры мусоропровода, сломанные почтовые ящики, разбитые окна в подъездах, повреждения ступеней, перил лестницы, плитки на полу и т.п.;
— нарушение порядка начисления платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения; — формирование фонда капитального ремонта; — нарушение порядка установки, поверки приборов учета (счетчиков), иные нарушения законодательства об энергосбережении и энергоэффективности в сфере ЖКХ;
— порчу жилых домов, жилых помещений, их оборудования, самовольную перепланировку жилых домов и квартир либо использование их не по назначению;
— нарушение порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
— нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации об управлении многоквартирным домом.
— слив загрязненных сточных вод в водный объект, на рельеф.
В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений», ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами» наделены должностные лицаИнспекция государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области. Должностные лица Роспотребнадзора не наделены компетенцией по составлению протоколов по названным статьям.
Из изложенного следует, что Управления Роспотребнадзора по Новгородской области не вправе проводить контрольные надзорные мероприятия, применять административные меры к исполнителям ЖКУ (управляющие компании, ТСЖ, ресурс снабжающие организации), однако, на отношения между гражданами и исполнителями распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей, в части не урегулированной специальными законами.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в «Центр по консультированию и информированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области телефон 77-20-38 либо в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области телефоны 971-106, Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 332