О судебной защите прав потребителей в 1 квартале 2025 года
Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип — защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон №2300-1) должностные лица органа государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, участвовать в судах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Управлением подведены итоги судебной практики по вопросам защиты прав потребителей за первый квартал 2025 года.
Наиболее распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей на основании и в порядке, установленном взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 40 Закона №2300-1.
За первый квартал 2024 года Управлением дано 42 заключения по делам о защите прав потребителей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество данных в судах заключений увеличилось на 13,5% (1 кв.2024 г- 37) .
По результатам рассмотрения 21 судебного дела, требования потребителей удовлетворены в 100% случаях. В пользу потребителей присуждено 4311,9 тыс. рублей, из них в счет возмещения морального вреда 53,1 тыс. руб. (в 1 кв. 2024 г. по 15 рассмотренным делам требования потребителей также были удовлетворены в 100% случаях).
В 1 квартале 2025 года присуждено денежных средств в пользу потребителей почти 609,0 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 29,0 тыс. рублей. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма, присужденная в пользу потребителей, увеличилась почти в 7 раз.
Наибольшее количество заключений, как и в 1 квартале 2024 года было дано в сфере предоставления услуг (выполнения работ)-27 заключений, что составило 64,3% (1 кв. 2024 г.-23 заключения или 62,1 %). По результатам рассмотрения судебных дел в пользу потребителей присуждено почти 3515,9 тыс. рублей, из них в счет компенсации морального вреда 26,1 тыс. рублей (1 кв. 2024 г. было присуждено 549,0тыс. руб., из них в счет компенсации морального вреда 21,0 тыс. руб.), сумма, присужденная в пользу потребителей увеличилась в 6,4 раза.
Заключения давались в следующих сферах предоставления услуг:
- жилищно-коммунальные услуги-дано 6 заключений, рассмотрено 4 дела, присуждено 217,6 тыс. руб., в счет компенсации морального вреда-9,0 тыс. руб.;
- деятельность на финансовом рынке (страховая деятельность)-3 заключения, рассмотрено 1 дело, присуждено 91,5 тыс. руб., моральный вред 3 тыс. руб.;
- бытовое обслуживание населения – дано 2 заключения, присуждено потребителям 3103,1 тыс. руб., компенсация морального вреда составила 5,0 тыс. руб.;
- туристских услуг- 3 заключения, рассмотрено 1 дело, присуждено 11,0 тыс. руб., компенсация морального вреда составила 3,0 тыс. руб.;
- прочие виды деятельности (спортивно-оздоровительные, ветеринарные услуги и др.) -7 заключений, рассмотрено 3 дела, присуждено в пользу 92,7 тыс.руб., из них моральный вред- 6,0 тыс. руб.
Также было дано по 2 заключения в сферах предоставления образовательных, медицинских услуг, услуг по ремонту автомототранспортных средств (дела в стадии рассмотрения).
В сфере розничной торговли было дано 15 заключений, что составило 35,7 % от общего количества заключений (1 кв.2024 г.-14 заключений или 37,8%). В 1 кв. 2025 г. сумма, присужденная в пользу потребителей, увеличилась в 13,5 раза и составила 796, 0 тыс. руб., из них в счет компенсации морального вреда присуждено 27,0 тыс. руб. (1 кв. 2024 г. -59,0 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда составила 8,0 тыс. руб.).
В судебные органы в защиту прав потребителей подано всего 12 исковых заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поданных исковых заявлений практически не изменилось (1 кв. 2024 г.-13 исков).
В защиту прав неопределенного круга потребителей подано одно исковое заявление о признании информации о порядке и способах дистанционной продажи табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, содержащихся в сети «Интернет», на сайте, запрещенной к распространению на территории РФ.
В защиту прав конкретного потребителя подано 11 исковых заявлений (1 кв.2025 г.-13 исков). По результатам рассмотрения 7 исковых заявлений требования потребителей удовлетворены в 100 % случаях, потребителям присуждено 750,8 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда 17,0 тыс. рублей.
Примеры Управления по делам в сфере защиты прав потребителей
1.Требования потребителей о расторжении договора об оказании спортивных услуг удовлетворены в судебном порядке.
Управление было привлечено мировым судьей Новгородской области к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей по иску потребителя к исполнителю о расторжении договора.Суть исковых требований заключалась в том, что Истец заключила договор об оказании спортивных услуг. Услуга не была оказана в установленный срок. Потребитель обратилась в адрес исполнителя с заявлением об отказе от услуги и возврате денежных средств, однако требования в добровольном порядке не были удовлетворены.Поскольку ответчик не удовлетворил требования в добровольном порядке, истец был вынужден воспользоваться своим правом на судебную защиту и предъявил к исполнителю иск в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
Решением мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района требования потребителя были удовлетворены частично и приняты решения взыскать в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору оказания спортивных услуг в размере 19200 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 10600 руб.
- Требования потребителя о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченных за товар денежных средств, штрафа удовлетворены в судебном порядке.
Управление было привлечено мировым судьей Новгородской области к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску потребителя к продавцу о взыскании уплаченных за товар денежных средств, штрафа. Между потребителем и продавцом был заключен договор розничной купли-продажи товара, в соответствии с которым продавец обязуется доставить и передать в собственность Покупателя товар. В установленный срок товар не был предоставлен потребителю.
Решением Мирового суда требования потребителя были удовлетворены и принято решение о взыскании с продавца денежных средств в размере 42870 руб., неустойку в размере 42870 руб., штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 21435 руб.
3.Требования потребителя о взыскании страхового возмещения удовлетворены в судебном порядке.
Управление было привлечено мировым судьей Новгородской области к участию в гражданском деле в качестве государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя по иску потребителя к исполнителю о взыскании страхового возмещения, морального вреда, штрафа. Поскольку ответчик не удовлетворил требования гражданина в добровольном порядке, истец был вынужден воспользоваться своим правом на судебную защиту и предъявил к исполнителю иск в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
Решением мирового судьи судебного участка № 35 Новгородского судебного района требования потребителя были удовлетворены частично и принято решение взыскать в пользу истца страховое возмещение в размере 49978, 00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 20000 рублей, всего в сумме 72978 рублей.
Дополнительно информируем, что в соответствии с п. 6. ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей потребители и представители сферы бизнеса могут обращаться:
— Общественная приемная Управления по телефонам 971-106, 971-083;
-Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефонам 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, где каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 501