О работе с обращениями граждан по защите прав потребителей за 1 квартал 2025 года
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом, а также создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования, в порядке статьи 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления вправе:
— рассматривать обращения потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей);
— разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.
На территории Новгородской области образованы 22 муниципальных образования. Работа по защите прав потребителей в большинстве случаях проводится специалистами экономических комитетов (отделы экономики и торговли), либо профильными комитетами и отделами — отдел жилищного хозяйства, отдел коммунального хозяйства, финансово-экономический отдел и др.
В целях обеспечения максимального участия в реализации мероприятий, входящих в Комплекс мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях, за 1 квартал 2025 года специалистами Администраций В.Новгорода и муниципальных районов области рассмотрено 4019 обращений, что на 2 % больше аналогичного периода прошлого года (1 кв. 2024 года-3943 обращения).
Увеличилось количество поступивших устных обращений на 50 % по сравнению с 1 кв. 2024 года (1 кв. 2025 -2502 обращения , 1 кв. 2024 -1670 обращений).
Произошло снижение количества письменных обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1, 5 раза (1 кв. 2025 – 1517 обращений, 1 кв. 2024 -2273 обращения).
Если говорить о структуре обращений, то наибольшая часть обращений 47,0 % ( 1887 обращений) приходится на сферу ЖКХ, 23 % (919 обращений) на сферу образовательных услуг, 16,0 % (643 обращения) на прочие виды деятельности, 5,3 % (214 обращений) на сферу транспортных услуг, 2,0 % (80 обращений) на сферу медицинских услуг, 2,4 % (98 обращений) приходится на сферу торговли (пищевыми продуктами и непродовольственными товарами).
Все обращения рассмотрены, дано 3696 консультаций в сфере соблюдения законодательства о защите прав потребителей, оказана помощь в составлении претензий и исковых заявлений 6 гражданам; через сайты, печатные и электронные СМИ дано 547 консультаций и разъяснений.
Так, по результатам отчетов Муниципальных образований за 1 квартал 2025 года о деятельности специалистов, направленной на защиту прав граждан, следует отметить, что наибольшее количество поступивших обращений, рассмотрено специалистами:
— Комитета потребительского рынка и услуг Администрации Великого Новгорода – 1712 обращений, что от общего числа обращений составляет 43,0 %;
— Новгородского муниципального района – 711 обращений (27,0 %);
— Шимского муниципального района – 437 обращений (11,0 %);
— Чудовского муниципального района – 271 обращения ( 6,7 %);
— Маловишерского муниципального района – 208 обращений (5,2 %);
— Любытинского муниципального района – 43 обращения (1,1%).
Работа по консультированию граждан была проведена также специалистами:
— Новгородского муниципального района – 1098 обращений (30,0 %);
— Шимского муниципального района- 436 обращений (12,0 %);
— Маловишерского муниципального района -118 обращений (3,2 %)
— Чудовского муниципального района- 91 обращения (2,5 %);
— Боровичского муниципального района- 35 обращения (1,0 %);
— Окуловского муниципального района –28 обращений (0,8 %);
— Валдайского муниципального района – 23 обращения (0,6 %);
— Волотовского муниципального района – 21 обращение (0,6 %);
-Маревского, Хвойнинского, Батецкого муниципальных районов – от 17 до 18 обращений (0,5 %);
-Солецкого, Парфинского, Холмского, Пестовского, Крестецкого, Поддорского муниципальных районов от 1 до13 обращений (от 0,02 % до 0, 4 %).
В первом квартале 2025 года не проводилась работа по консультированию граждан специалистами: Демянского, Любытинского, Старорусского районов Новгородской области.
Хочется отметить муниципальные районы, в которых в 1 квартале 2025 года произошло значительное увеличение числа проведенных консультаций граждан, а также рассмотренных обращений: Новгородский (с 711 обращений в 1 кв. 2024 г. до 1098 обращений в 1 кв. 2025 г; Шимский ( с 260 за 1 кв. 2024 до 436 за 1 кв. 2025 ), Маловишерский ( с 68 в 1 кв. 2024 до 118 за 1 кв. 2025).
Необходимо отметить снижение числа рассмотренных обращений граждан по сравнению с 1 кварталом 2024 года таких муниципальных районов как: Маревский с 53 за 1 кв. 2024г. до 18 за 1 кв. 2025 , Холмский с 15 за 1 кв. 2024 до 4 за 1 кв. 2025, Солецкий с 11 за 1 кв. 2024 до 1 за 1 кв. 2025.
Защита прав потребителей представляет собой целый комплекс правовых аспектов, связанных с нарушением продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ и услуг) прав потребителей.
Сайт Администраций муниципальных районов Новгородской области является дополнительным средством для обеспечения возможности направления гражданам разъяснений в электронном виде по вопросам защиты их прав.
В целях обеспечения доступа жителей районов к правовой, новостной информации в сфере защиты прав потребителей специалистами Администраций муниципальных районов области осуществляется регулярное размещение информаций по защите прав потребителей и других материалов на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах Администраций муниципальных районов создан единый интернет-ресурс Новгородской области «Защита прав потребителей» и специальный раздел «Защита прав потребителей».
За 1 квартал 2025 года специалистами муниципальных районов Новгородской области направлено в адреса 334 хозяйствующих субъектов, 134 информационных материалов по защите прав потребителей (информации по защите прав потребителей, памятки и др. материалы).
В целях повышения эффективности реализации Закона «О защите прав потребителей» на территории Новгородской области в части реализации потребителями своих законных прав, обеспечения их соблюдения наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, обмена методической информацией, опытом практической работы по обращениям потребителей, оказания информационно-консультационной помощи, в целях недопущения нарушений прав потребителей будет продолжена совместная работа Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, государственных органов исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей по информированию граждан по вопросам выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей.
Post Views: 827