Об обращениях социально уязвимой категории потребителей за 9 месяцев 2025 года
Одной из основных целей Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1837-р 28.08.2017, является защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.
За 9 месяцев 2025 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области рассмотрено 81 обращение потребителей, которые относятся к социально уязвимой категории (пенсионеры, инвалиды и др. категории), что составляет 8 % от общего числа рассмотренных в сфере защиты прав потребителей, из них в сфере розничной торговли 31 обращений, в сфере услуг 50 обращений. 17 обращений направлены по подведомственности. Основными вопросами, послужившими поводами для обращений, явились:
-отказ со стороны продавца (исполнителя) в возврате денежных средств;
-нарушения сроков исполнения договора,
т.е. обращения, содержали требования имущественного характера.
Также граждане жаловались на некачественное оказание услуг в сфере финансов, коммунальных, ветеринарных услуг, услуг связи. В ходе рассмотрения обращений Управлением разъяснялись нормы законодательства в сфере защиты прав потребителей, всего дано 60 разъяснений.
В рамках полномочий Управлением было подготовлено и подано в судебный орган 5 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей, 4 исковых заявления, поданных в суд, содержали требования о понуждении ПАО «Россети Северо-Запад» к исполнению обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования о взыскании неустойки за нарушения сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям и компенсации морального вреда. Исковые заявления находятся в суде на рассмотрении.
В рамках полномочий Управлением при рассмотрении обращений потребителей, которые относятся к социально уязвимой категории, выдано 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Так, например, при рассмотрении обращения потребителя на нарушение его прав при оказании лечебных услуг в ветеринарной клинике было установлено, что 30.12.2024 года потребитель доставила в ветеринарную клинику свою собаку, ей была проведена операция, после операции животное вернули с жутким запахом и без медицинской попоны. В связи с тем, что состояние животного ухудшилось потребитель обратилась повторно в ветклинику, где питомцу сделали капельницу. Животному стало еще хуже и потребитель обратилась в другую ветклинику, где врач осмотрел животное и принял решение провести повторную операцию. В итоге животное погибло. Обе ветеринарные клиники по требованию потребителя не выдали документы о том, каким образом проводилось лечение питомца. Ветклиникой выданы только рекомендации по лечению от 31.12.2024 года, которые содержат информацию о диагнозе, выполненных исследованиях и лечении, при этом договор на оказание платных ветеринарных услуг потребителю не выдан. На основании вышеизложенного были установлены нарушения: п.1 ст.8, п.1 ст.10 Закона РФ О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 (далее-Закон), п.10 Правил оказания платных ветеринарных услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898 (далее-Правила). В соответствии с п.10 Правил, платные ветеринарные услуги оказываются исполнителем на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции или других документов установленного образца.
Согласно п.1. ст. 8 Закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме работы и реализуемых им услугах.
В соответствии с п.2 ст. 8 Закона, указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно с п.1 ст. 10 Закона, исполнитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 10 Закона, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе информацию о стоимости товара и условиях приобретения, правилах безопасного и эффективного использования.
Согласно ст.12 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте оказания услуги информацию о товаре (работе, услуге), указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) возмещения убытков
Исполнитель (изготовитель), не предоставивший потребителю возможность получить соответствующую информацию о товаре (работе, услуге), несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
На основании вышеизложенного, Управление контролируемому лицу выдало предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в «Центр по консультированию и информированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области по телефонам 77-20-38, 73-06-77 либо в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области телефоны 971-106, 971-083, Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 75