Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Новгородской области с обращениями граждан за 9 месяцев 2025 года.
За 9 месяцев 2025 года в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области на нарушения прав потребителей поступило 1015 обращений (9 мес. 2024 г.-1018 обращений), доля обращений по защите прав потребителей как и в аналогичном периоде прошлого года составила 52,4 % от общего количества обращений, поступивших в Управление (1936 обращений и 1941 соответственно).
Анализ обращений показывает, что за 9 мес. 2025 года, как и в аналогичном периоде прошлого года превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля которых составила 54,4% (9 мес.2024 г.-55,9 %), всего на нарушения в сфере услуг поступило 552 обращения (9 мес.2024 г.-569), при этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается небольшое снижение (на3,1%) обращений в сфере услуг.
В сфере услуг актуальными являются вопросы нарушения прав потребителей:
- при предоставлении жилищно-коммунальных услуг- 130 обращений (9 мес.2024 г.-133);
- услуг связи- 106 обращений (9 мес.2024 г.-67), увеличение на 58,2%;
- финансовых услуг-74 обращения (9 мес.2024 г.-62), увеличение на 19,4 %;
- бытового обслуживания населения- 61 обращение (9 мес.2024 г.-122), снижение в 2 раза;
- туристских услуг- 30 обращений (9 мес. 2024 г.-8 ), увеличение в 3,8 раз;
- медицинских услуг-30 обращений (9 мес. 2024 г.-28);
- транспортных услуг-27 (9 мес.2024 г.-35), снижение на 29,6%;
- техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств-17 обращений (9 мес.2024 г.-10), увеличение на 70%;
- гостиничных услуг-11 обращений (9 мес. 2024 г.-10);
- культурно-развлекательные услуги- 7(9 мес. 2024 г.-30), снижение в 4,3 раза;
- образовательные -5 обращений (9 мес.2024 г.-3);
- прочие виды деятельности –38 обращений (9 мес. 2024 г.-48), снижение на 26,3%
На нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 463 обращения, что составляет 45,6% (9 мес.2024 г.-449 обращений, что составило 44,1 % от общего количества жалоб на нарушение прав потребителей. Количество обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 3,1 %.
В сфере розничной торговли на нарушения прав потребителей при продаже непродовольственных товаров поступило 403 обращения (9 мес.2024 г.-274), количество обращений увеличилось на 47,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. По вопросам нарушений прав потребителей при продаже продовольственных товаров поступило 60 обращений (9 мес.2024 г.-175), количество которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось почти в 3 раза.
На нарушение прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом поступило 127 обращений (9 мес.2024 г.-112 обращений), увеличение на 13,4%.
От социально уязвимой категории граждан поступило 80 обращений (9 мес.2024 г.-98 обращений.
Жалобы потребителей касались вопросов: неисполнение продавцами (исполнителями) договорных обязательств по передаче товаров, оказания услуг (выполнения работ) в установленный срок; отказа в возврате денежных средств за товар (работу, услугу) с недостатками; не предоставления ответов на претензии потребителей в отношении товаров ненадлежащего качества; одностороннего изменения условий договора, навязывания дополнительных услуг за плату, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей и др.
По результатам рассмотрения 981 обращения в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 756 разъяснений норм законодательства, 284 обращения направлено по подведомственности, 19 обращений стали основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий; контролируемым лицам объявлено 133 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Выявлено случаев причинения вреда имуществу потребителей при рассмотрении 29 обращений, вызванных приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки -11 случаев; предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)-18 случаев. Гражданам в досудебном порядке возмещен материальный ущерб в размере 443,3 тыс. рублей.
При рассмотрении поступивших письменных и устных обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, применяются не только меры административного реагирования, но и осуществляется защита их прав в судебном порядке.
В рамках реализации функции по гражданско-правовой защите прав потребителей принято участие в 123 судебных делах для дачи заключений в целях защиты прав потребителей, из 86 рассмотренных дел требования потребителей удовлетворены в 97,0 % случаях (по 84 гражданским делам), присуждено денежных средств в пользу потребителей 12433,6 тыс. рублей, из них в счет возмещения морального вреда 331,6 тыс. рублей. Управлением в защиту прав потребителей подано 39 исков, из них 6-в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, 33 иска — в защиту прав конкретных потребителей. По результатам рассмотрения 35 исков, требований Управления и потребителей удовлетворены по 33 искам. С помощью Управления в пользу потребителей от недобросовестных продавцов и исполнителей взыскано 1524,1 тыс. рублей, из них сумма в счет компенсации морального вреда составила 84,5 тыс. руб.
Управление напоминает, что суд взыскивает с изготовителя, исполнителя, продавца штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций, проведения профилактических визитов. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:
— в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106, 971-083.
— в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону по тел. 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
Потребители и представители сферы бизнеса могут ознакомиться с информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, сведениями о фактах нарушений технических регламентов. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Кроме того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru в разделе «Справочник потребителя» каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений.
Post Views: 48