Об итогах проведения совместной телефонной «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг такси и каршеринга.
О
Во исполнение поручения Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.12.2018 года № 01/17130-2018-27 за период с
27 декабря 2018 года по 15 января 2019 года Управлением Роспотребнадзора по
Новгородской области была организована
и проведена «горячая линия» по защите прав потребителей при оказании услуг
такси и каршеринга.
В
проведении «горячей линии» принимали участие специалисты территориальных
отделов Управления, Центра информирования и консультирования потребителей ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», а также были привлечены
специалисты Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области и специалисты
Администраций муниципальных районов
Новгородской области.
В ходе мероприятия на «горячую линию» обратилось 27 жителей городов и районов области, в
том числе: в Управление и его территориальные отделы – 20 человек, в Центр информирования и консультирования потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» — 1 человек, в Министерство транспорта и
дорожного хозяйства Новгородской области
– 6 обращений.
В числе заданных потребителями
вопросов содержались основные нарушения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке
пассажиров легковым такси:
1. Необходимость
наличия у водителя лицензии на осуществление перевозок такси;
2.
Обязанность водителя легкового такси в выдаче пассажиру платежного документа,
подтверждающего факт осуществления услуги такси и ее оплаты;
3. Вопросы стоимости проезда в такси в будничные
и праздничные дни;
4.
Ответственность перевозчика за несвоевременное оказание услуги такси;
5.
Правомерность взимания дополнительной платы за перевозку ребенка до 7 лет в детском кресле;
6.
Обязанность перевозчика по обеспечению технического обслуживания и ремонта
легковых такси;
7.
Контроль технического состояния легкового такси перед выездом на линию;
8.
Обязательность прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского
осмотра;
9.
Грубость водителя легкового такси и другие вопросы.
Необходимо отметить, что основными
нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере предоставления
услуг такси и правоотношения с потребителями услуг такси являются: Гражданский
кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. №
2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от
14.02.2009г. № 112.
В соответствии с требованиями ст.9
Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ, деятельность по перевозке
пассажиров легковым такси на территории субъекта Российской Федерации
осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке
пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом
исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перевозка пассажиров и багажа
легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого
потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к
выполнению заказа.
Маршрут
перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если
указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить
перевозку по кратчайшему маршруту. Неисполнение данного обязательства не является
основанием для увеличения стоимости услуги перевозки. В случае возникновения
спора, защита нарушенного права осуществляется судом.
Плата за пользование
легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа определяется
независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени
пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных
тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического
времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями
таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
В салоне автомобиля, предоставляющего
услуги легкового такси, должны находится правила пользования соответствующим
транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.
При выполнении услуги пассажиру
должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности,
подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных
перевозчиком тарифов, исходя их фактического расстояния перевозки и (или)
фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с
показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.
На передней панели легкового такси
справа от водителя размещается следующая информация: полное или краткое
наименование организации-перевозчика;
условия оплаты за пользование легковым
такси (из расчета расстояния пути или времени пользования); визитная карточка
водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа,
обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа
легковым такси.
Законодательством определено, что по
прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий
услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение,
государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а
также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового
такси.
Законодательство о защите прав
потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность
услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой
услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на оказание услуги в
установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков
исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги.
В случае, если услуга такси оказана
ненадлежащим образом, потребители вправе предъявить к исполнителю одно из
требований, предусмотренных ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В
случае отказа в удовлетворении
заявленных требований, спор может быть
разрешен в судебных органах. Правовая оценка правоотношениям между потребителем
и исполнителем услуги может быть дана Управлением в рамках гражданского
процесса, в соответствии со ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Обращаем Ваше внимание!
Соблюдение законодательства о защите прав потребителей
хозяйствующими субъектами, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и
багажа автомобильным транспортом общего
пользования, в том числе услуг легковых такси, до настоящего времени являются
актуальными вопросами.
Пассажирские перевозки должны
соответствовать требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации,
нормативных правовых актов Новгородской области, лицензионным требованиям с
соблюдением требований безопасности и качеством пассажирских перевозок.
За консультациями по вопросам нарушения
законодательства о защите прав потребителей
граждане могут обращаться по телефонам:
—
Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области», г. В.Новгород, ул. Германа, 29а, тел. 77-20-38;
–
Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Новгородской области – г.
В.Новгород, ул. Германа, д.14, тел.
971-106
Внимание!
С целью защиты своего нарушенного права,
пассажир, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации,
имеет право на обращение в суд.
Post Views: 153