Об итогах рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в 2018 году
Одним
из индикаторов состояния дел на потребительском рынке Новгородской области
могут служить показатели динамики числа обращений, которые поступают в
Управление.
Всего в Управление Роспотребнадзора
по Новгородской области (далее-Управление) поступило 2054 обращения (снижение
на 1,2% по сравнению с 2017 годом); доля
обращений, поступивших от граждан составляет-95,5 %. По вопросам защиты прав
потребителей поступило 1366 обращений,
что составило 66,5% от общего количества обращений, поступивших в Управление.
По сравнению с 2017 годом количество обращений в сфере ЗПП снизилось на 22% (1672).
Анализ обращений показывает, что в 2018 году, как и в
2017 году превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля
которых составила 60,5% (поступило 826 обращений). В сфере услуг актуальными
являются вопросы нарушения прав потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных
услуг (152 обращения), бытового
обслуживания населения (96 обращений), услуг связи (87 обращений), финансовых
услуг (73 обращения). Наибольшее количество обращений 313 касаются прочих видов
деятельности, удельный вес обращений составил 38%.
Если говорить о динамике обращений, то по сравнению с
2017 годом увеличилось в 7 раз (с 3 до 21) количество обращений на нарушения
прав потребителей при оказании туристских услуг; в 1,5 раза в сфере
предоставления ЖКУ, услуг связи; в 1,4 раза обращения в сфере долевого
строительства жилья (10 обращений); в 1,2 раза в сфере предоставления медицинских услуг (30 обращений), транспортных
услуг (26 обращений).
Почти
в 3 раза снизилось количество обращений в сфере оказания услуг общественного питания
(5 обращений), технического обслуживания автомототранспортных средств (3
обращения). Не поступали обращения в сфере предоставления
культурно-развлекательных услуг.
На нарушения
прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 540 обращений, что
составило 39,5%. Анализ обращений показывает, что количество обращений в сфере
розничной торговли по сравнению с 2017 годом снизилось в 1,2 раза; по вопросам нарушений прав потребителей при
продаже продовольственных товаров количество обращений снизилось в 2,4 раза,
поступило 88 обращений (2017 год-209 обращений); по вопросам нарушения прав
потребителей в сфере розничной торговли непродовольственными товарами поступило
452 обращения, что на 2% больше по сравнению с 2017 годом (443 обращения).
На нарушения прав потребителей при заключении договора
с использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильные приложения)
количество обращений увеличилось в 3,2 раза (с 18 до 58 обращений).
От социально-незащищенных слоев поступило 36 обращений.
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты
прав потребителей Управлением было дано
779 разъяснений норм законодательства, 308 обращений направлено по
подведомственности, проведено 130 внеплановых проверок, 67 административных
расследований. При проведении мероприятий по надзору (23 проверки и 5
административных расследований) выявлены случаи вреда имуществу потребителей.
По результатам рассмотрения обращений, принятия административных мер
потребителям в добровольном порядке возмещено 2 млн. 258 тыс. 800 рублей, что в
2,2 раза больше по сравнению с 2017 годом.
За 2018 г. в адрес Центра по информированию и
консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» обратилось
4 639 граждан, что на 113 обращений больше, чем в 2017г. (+2,5%).
Основная доля обращений (49%) приходится на сферу
розничной торговли, 30%- обращения в сфере услуг, 29%- прочие и общие вопросы.
По сравнению с 2017 годом структура обращений потребителей осталась неизменной.
За 2018 г. наблюдается увеличение количество обращений по категории «Оказание
услуг» (+6%), количество обращений по категории «Прочие и общие вопросы
применения законодательства» увеличилось на 4,8%.
Наибольшая часть
обращений приходится на вопросы по тематике приобретения мобильных
телефонов (29%) и технически сложных товаров (24%). Далее с большим отрывом по
количеству обращений доля приходится на вопросы по дистанционному способу
продажи товаров – 9%, продажа обуви – 8%, продажа мебели – 8%, продажа
продовольственных товаров – 5%, продажа одежды – 4%. По остальным категориям
товаров обращения имеют незначительную долю.
Основная доля обращений граждан происходит посредством
телефонной связи. В сравнении с 2017г. количество обращений на личном приёме
снизилось на 14%, количество консультаций по телефону увеличилось на 8%,
посредством электронной связи – на 33%. Таким образом, потребители предпочитают
получать консультации дистанционно и по телефону, не посещая центр лично.
Органами местного самоуправления в 2018 году было
рассмотрено 7882 обращений, что в 1,14 раза больше, чем в 2017 году (2017
г.-6912), из них наибольшая часть обращений -5023, что составляет 63,7% касалось нарушений в сфере ЖКХ.
Управление в постоянном режиме проводит информационно-просветительские
мероприятия для потребителей, направленные на пресечение и профилактику
нарушений. В сети Интернет было размещено 498 материалов (информации о правах
потребителей, механизме их реализации; о выявляемых нарушениях в различных
сферах потребительского рынка, памятки, советы, результаты надзора и др.), в
том числе на сайте Управления размещено 342 информации (материала).
В 2018 году Управлением по телефонам «горячих» линий было дано 4610
консультаций, из них в рамках работы Общественной приемной было дано 2023
консультации в различных сферах деятельности. По вопросам защиты прав
потребителей консультации получили 3112 потребителей.
Post Views: 138