Итоги работы Центра по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» за 2018 год.
В течение 2018 года, обеспечивая защиту прав
потребителей, специалистами Центра было проведено 4639 консультаций, в том
числе 1123 на личном приеме. По сравнению с прошлым годом количество
консультаций увеличилось на 113 обращений. Посредством e-mail консультации
получили 237 потребителей (178-в 2017 году).
В
структуре обращений 2018 года превалируют, по-прежнему, обращения граждан на
нарушения прав потребителей при продаже товаров и составляют 55,3 % (61,5% в
2017 г.), количество обращений на нарушения прав потребителей при оказании
услуг(выполнении работ) составило 30,3%, а в 2017 г. было 29,4%, по общим
вопросам применения законодательства о защите прав потребителей обратилось 307
граждан (6,6%), по прочим вопросам обратились — 363(7,8%).
В
структуре обращений на нарушения прав потребителей при продаже товаров
наибольшая часть обращений приходится на вопросы приобретения мобильных
телефонов (29%) и технически сложных товаров (24%). Далее с большим отрывом по
количеству обращений доля приходится на вопросы по дистанционному способу
продажи товаров – 9%, продажа обуви – 8%, продажа мебели – 8%, продажа
продовольственных товаров – 5%, продажа одежды – 4%. По остальным категориям
товаров обращения имеют незначительную долю.
В
структуре обращений на нарушения прав потребителей при оказании услуг в этом
году, по-прежнему, преобладают бытовые услуги, число которых в структуре услуг
занимает 35%, второе место занимают финансовые услуги и услуги ЖКХ (по 20%).
Структура
обращений граждан по услугам в целом осталась неизменной. Обращения граждан по
бытовым услугам связаны, в основном, с нарушением сроков выполнения
работ/оказания услуг по договорам и с обнаружением недостатков выполненной
работы (изготовление и установка мебели, заборов, домов).
Причинами обращений по финансовым
услугам являются отказы от страхования при заключении кредитных договоров и
договоров купли-продажи технически сложных товаров, в навязывании
дополнительного страхования при заключении договоров ОСАГО.
Основные причины обращений по услугам
ЖКХ – неверное начисление оплаты за услуги ЖКХ и капитальный ремонт,
приостановка оказания услуги без уведомления по причине задолженности, оказании
некачественных услуг ЖКХ, в том числе по вопросам обращения с твердыми
коммунальными отходами (ТКО) и управления многоквартирным домом.
В целях повышения правовой
грамотности населения центром в 2018году было организовано 83(65-в 2017 году)
тематических горячих линий по следующим разделам: финансовые -15, туристские —
5, услуги ЖКХ и связи — 10, по качеству детских товаров и выбору новогодних
подарков для детей — 5, по вопросам качества и правилам продажи технически-сложных
товаров и сотовых телефонов — 9, по правилам дистанционной продажи товаров и по
образцам — 11.Всем обратившимся на тематические линии были даны рекомендации и
разъяснения по применению норм законодательства в сфере защиты прав потребителей,
в некоторых случаях вырабатывалась линия по восстановлению нарушенного права.
В 2018 г. была продолжена работа по
проведению просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности.
Так, были организованы совместно с администрациями муниципальных
районов выездные консультационные дни в семи районах: Маловишерском, Чудовском,
Пестовском, Холмском, Новгородском, Поддорском и Волотовском.
В трех районах, Пестовском,
Новгородском, Волотовском, в рамках проекта «Повышение финансовой грамотности населения
Новгородской области» приняли участие специалисты финансовых организаций: ПАО
«Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк», Банк России, ПАО «СК Россгострах» и АО «ВСК».
В рамках Проекта Минфина «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации» было проведено 5 уроков финансовой
грамотности по теме: «Банковские карты» в общеобразовательных школах Великого
Новгорода и 3 выступления в трудовых коллективах.
В школах по окончанию уроков проводилось
тестирование учащихся с целью проверки усвоения прослушанного учебного
материала, в трудовых коллективах проводилось индивидуальное консультирование. Практика
показывает, что нарушения прав потребителей можно устранить путем
информирования руководителей предприятий, индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность на потребительском рынке по вопросам применения
отдельных положений законодательства о защите прав потребителей с одной
стороны, а с другой стороны индивидуальное информирование потребителей по
конкретному вопросу использования предоставленных им прав Законом. Во время
проведения консультирования потребителей по вопросам восстановления нарушенного
права разъясняются принципы досудебного урегулирования конфликта и потребителю
даются рекомендации по самостоятельной подготовки претензии в адрес продавца,
исполнителя, разъясняются требования по составлению претензионного письма,
оказывается помощь в составлении требований и кроме того рекомендуется
ознакомиться с размещенной информацией по подготовке претензии и типовыми
образцами претензий на сайтах управления Роспотребнадзора по Новгородской
области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области».
Для просвещения по основам
законодательства о защите прав потребителей работников продавца, исполнителя
консультационным центром в 2018г. было проведено 123 (87 в 2017г.), учебных занятий с персоналом
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых прошли обучение
2580 человек. Индивидуальные консультации продавцов, исполнителей сводятся, в
основном, к разрешению конфликтных ситуаций, которые возникают по причине
несоблюдения со стороны продавцов (исполнителей) соответствующих обязательных
требований законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с не
доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о
продавце (исполнителе), низким качеством товаров, выполненных услуг, а так же с
нарушением сроков исполнения заказов, поставки товаров, удовлетворения
требований потребителя.
В учебных заведениях Великого
Новгорода и области консультационным центром было проведено 20 учебных уроков
по основам законодательства о защите прав потребителей.
Для информирования населения центром были подготовлены и
размещены на сайте ФБУЗ, в социальных сетях 132 информационных материала (в
прошлом году – 65), разработаны 36 памяток для потребителей (2017-32),
количество выступлений на радио/ телевидении снизилось и составило 9(прошлый
год 13). Страницу центра на сайте «ВКонтакте» посетило 3368 визиторов, а
просмотров было 8484.
Формат и количество мероприятий
определяется в соответствии с утверждённым планом и корректируется в случае
изменения ситуации на потребительском рынке, или в связи с поступлением
приглашений от организаций.
По всем форматам проведённых просветительских мероприятий
наблюдается рост показателей: круглые столы, конференции – в 6 раз; семинары,
иные формы обучения – на 34%. За отчётный период Центром было разработано
методических материалов в 2,5 раза больше, чем за 2017г.
Особое внимание было уделено следующим сферам:
услуги ЖКХ – в 3 раза;
финансовые услуги – в 7 раз;
продажа одежды – в 2 раза;
дистанционный способ продажи товаров – в 2,5 раза.
Большая работа была проведена в рамках проведения Всемирного
дня защиты прав потребителей, который проходил под девизом «Потребительские
права в цифровую эпоху». В этот период центром были проведены следующие
мероприятия по информированию населения:
разработан учебный материал и
Презентация по теме «Права потребителей», с освещением вопросов по тематике
всемирного дня защиты прав потребителей;
разработаны анкеты «Мои права
потребителя» для анкетирования учащихся и взрослого населения;
проведено 15 учебных мероприятий в
учебных заведениях;
проведено анкетирование 132
школьников, 36 студентов и 35 человек взрослого населения;
Подготовлены и размещены на сайте 3
информационных материала, 1 памятка по теме «Дистанционная торговля»;
14 марта совместно с администрацией филиала Российского
университета кооперации (РУК)
была проведена конференция по теме «Проблемы потребительского
рынка глазами молодых». Студенты Университета кооперации подготовили
презентации по проблемам потребительского рынка, а именно:
Меры совершенствования
законодательства в области защиты прав потребителей и развития потребительского
рынка;
Качество потребительских товаров.
Кому доверять?
Как заставить работать экстерьер
магазина?
Проблемы потребительского рынка
глазами туристов.
Чем привлечь покупателя в условиях кризиса.
После каждой презентации прошло обсуждение представленной
проблемы.
15марта совместно с администрацией городской библиотеки была
проведена встреча с читателями по теме «Доверие и безопасность потребителей –
залог успеха цифровой экономики», приуроченная Всемирному дню защиты прав
потребителей с демонстрацией правил покупки товара в интернет-магазине, а так
же было проведено индивидуальное консультирование по заданным вопросам.
Кроме участия в проведении всемирного дня защиты
потребителей, Центр в рамках Европейской недели качества провел брифинг в
торгово-технологическом техникуме с учащимися отделения «Коммерция» на тему
«Право на качество жизни» с презентацией учебного материала и выездной
консультационный час в Колмовской библиотеке для ее читателей по теме «Качество
товаров и услуг»
Так же, была проведена тематическая горячая линия по теме
«Качество товаров и услуг». На горячую линию обратились 17 человек по вопросам
качества товаров и обслуживания, в том числе:
технически-сложных бытовых приборов и
мобильных телефонов – 10 человек;
обуви – 3 человека;
мебели –1 человек;
ювелирных изделий – 1 человек;
на низкое качество обслуживания при выборе товаров – 2
человека;
В ходе консультаций потребителям
разъяснялись права, порядок предъявления требований и была оказана помощь в
составлении претензий к продавцам 12 гражданам.
За 2018 год увеличилась подготовка проектов заявлений в
надзорные органы (Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, Комитет
по жилищному надзору и лицензионному контролю Новгородской области, Банк
России) – почти в 4 раза, количество составленных проектов исковых заявлений
уменьшилось в 2 раза, количество составленных претензий уменьшилось на 30%.
Снижение данных показателей свидетельствует о составлении
претензий в адрес продавца (исполнителя) потребителями самостоятельно, а также,
с помощью размещенных образцов претензий и исковых заявлений в сети «Интернет»
и в том числе на портале Роспотребнадзора.
На снижение количества
подготавливаемых исковых заявлений так же повлиял результат удовлетворения
требований потребителя продавцом/исполнителем в досудебном порядке.
По ходатайству
потребителей, участвующих в деле, специалист центра принял участие в 25
судебных процессах при рассмотрении 14 гражданских дел. По всем делам вынесены
судебные решения об удовлетворении требований потребителей.
За консультациями по
вопросам защиты прав потребителей, в том числе по вопросам составления
претензий в адрес изготовителей, исполнителей продавцов, импортеров,
уполномоченных организаций обращаться по адресу: г. Великий Новгород, ул.
Германа, д.29 а; кабинеты 1,5,10; тел.(8-816-2) 77-20-38, 73-06-77. Обратиться в
электронном виде можно по адресу: zpp.center@yandex.ru
Сайт: www.cgenov.ru
BK: vk.com/zppnovgorod
ЧудоМама: https://vk.com/topik1945598_34677654
Post Views: 219