Надзор за дистанционной продажей товаров
В Управление Роспотребнадзора по Новгородской области
в 2018 году на нарушения прав потребителей при заключении договора с
использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильные приложения)
количество обращений увеличилось в 3,2 раза (с 18 до 58 обращений).
Если в 2017 году в Управление поступали обращения на
продажу товаров через Интернет-магазины, которые в основном содержали претензии
к продавцам, находящимся за пределами Новгородской области, в части получения
товара, который не соответствует договору, а также об оплате товара, который не
был доставлен и др., то в 2018 году в основном поступали обращения от граждан
на мошеннические действия организаций, реализующих товары через сеть –
«Интернет».
Так например, поступило несколько обращений на
действия ООО «Альянс Сервис», которое реализовывало запчасти для автомобилей
через Интернет.
Потребители
заказывали контрактные двигатели по дешевым ценам, после заключения договоров и
внесения предоплаты, с потребителями связывался менеджер и говорил, что была
проведена диагностика двигателя в результате которой, выяснялось, что двигатель
не исправен и предлагал двигатель, который в два раза дороже, либо предлагал вернуть
денежные средства (предоплату) за вычетом проведенной диагностики, что
практически половина внесенной предоплаты. При этом стоимость работ по
диагностике в договоре отсутствует.
Потребителями являлись жители г.Москва,
г.Санкт-Петербург, Ставропольского края и т.д.
При этом, по сведениям единого
реестра государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей ООО «Альянссервис» зарегистрировано было по адресу — В.Новгород, ул.Людогоща, д.6/13, пом.2, данный
адрес указывается и в договорах с потребителями, однако по данному адресу организация
отсутствовала. Тем самым, ООО «Альянссервис» предоставляел недостоверную
информацию о месте нахождения (регистрации) организации.
Материалы
жалоб были направлены в УВД, Управление ФНС России по Новгородской области для
принятия меры в пределах полномочий в отношении ООО «Альянссервис», по факту
мошенничества и предоставления
недостоверных сведений об адресе регистрации (месте нахождения)
организации.
Управление ФНС России подало иск в суд
о рассмотрении судом иска о принудительной
ликвидации ООО «Альянссервис»,.
Арбитражный суд Новгородской области решил: заявление
Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы России № 9 по Новгородской области удовлетворить,
ликвидировать общество с ограниченной ответственностью «Альянссервис» (ИНН
5321191067, ОГРН 1175321006574, адрес: 173001, г. Великий
Новгород, ул. Людогоща, д. 6/13, пом. 2).
Кроме того, в Управление поступали обращения, на
нарушения порядка рассмотрения претензий потребителей относительно качества
приобретенного товара посредством сети «Интернет», на отсутствие необходимой
информации.
Так, в отношении
3 организаций были проведены внеплановые мероприятия по контролю, которые в
дальнейшем были привлечены к административной ответственности за не
удовлетворение требований потребителя в установленный законодательством срок,
за отказ в удовлетворении требования потребителя об участии в проверке качества
товара, за не предоставление необходимой информации о товаре (без указания даты
и места продажи в технической документации, без информации для потребителя о
местонахождении организации, производящей техническое обслуживание товара).
По
состоянию на 15 марта 2019 в Управлении на рассмотрении находятся 16 обращений на нарушения прав потребителей при продаже непродовольственных
товаров (одежда, швейная машина, детали для автомобилей, телефоны и др.) дистанционным способом (через
Интернет), из них материалы по 6
обращениям направлены в УМВД России
по Новгородской области, так как в действиях продавцов усматриваются факты
мошенничества, по 5 обращениям гражданам рекомендовано обратиться с заявлением
(претензией) с соответствующим требованием в адрес продавца.
Так как согласно
подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от
3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения
граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным
основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение
заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта
того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он
«обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому
лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено
либо требования заявителя не были удовлетворены».
При
возникновении вопросов, связанных с нарушениями прав потребителей при продаже
товаров, можно обращаться:
-в
Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по
адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
-в Центр по информированию и
консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а,
каб.1.2 тел. 77-20-38;
-в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных
услуг (МФЦ) по адресу г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24.
Консультации проводятся должностными лицами Роспотребнадзора в понедельник, четверг.
Дополнительно информируем, что функционирует
Государственный информационный ресурс для потребителей. Каждый потребитель
может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами,
образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в
сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 160