О нарушениях прав потребителей при продаже мебели
В Управление Роспотребнадзора по Новгородской области продолжают
поступать жалобы на продавцов, реализующих мебель.
Одним из основных нарушений продавцов является, не
удовлетворение требований потребителей в отношении товара с недостатками в
установленный законодательством срок.
Потребителям напоминаем, что у каждого
вида требования свой срок рассмотрения в соответствии с ст. 20-22 Закона РФ «О
защите прав потребителей» (далее – Закон) от 10 (возврат денежных средств) до
45 дней (ремонт).
Если сроки удовлетворения требований не
соблюдены, то в соответствии с ст.23 Закона наступает ответственность продавца за просрочку выполнения требований.
За несоблюдение порядка, предусмотренного Законом РФ
«О защите прав потребителей», «Правилами продажи отдельных видов товаров»
(далее – Правила продажи),
предусмотрена ответственность по
ст.14.15 КоАП РФ.
При обращении в торговую точку потребителю необходимо
определиться с требованием (ст.18 Закона) и выдвинуть его, желательно в
письменном виде.
Кроме того, при проведении проверок по жалобам в
отношении продавцов были установлены нарушения прав потребителей, выразившиеся
во включении в договоры купли-продажи мебели, заключенные с потребителями,
условий, ущемляющих их права по сравнению с правилами, установленными
законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, например, один из пунктов договора
гласил «В случае задержки исполнения
Заказа Продавец оплачивает Покупателю пени в размере 0,1 % от суммы предоплаты
за каждый день задержки, путем уменьшения стоимости. Срок выполнения Заказа не
включает в себя время, которое требуется для оказания дополнительных услуг
(доставка и сборка), а также время, необходимое Продавцу для подтверждения Заказа
поставщиком данной мебели».
Данное условие противоречит нормам п.34 «Правил продажи товаров по образцам» (далее –
Правила продажи по образцам), в соответствии с которыми в случае, когда продавец, получивший сумму
предварительной оплаты товара, не исполняет обязанность по его передаче в
установленный договором срок, покупатель вправе требовать передачи оплаченного
товара в установленный новый срок или возврата суммы предварительной оплаты за
товар, не переданный продавцом. При этом покупатель вправе потребовать также
полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного
договором срока передачи предварительно оплаченного товара. В случае нарушения
установленного договором срока передачи предварительно оплаченного товара
покупателю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в
размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара.
Другой пункт гласил «В случае, если Покупатель не вносит в установленный срок, сумму
доплаты или в случае невозможности извещения Покупателя (по его вине) о факте
выполнения Заказа Покупатель оплачивает Продавцу стоимость хранения Товара на
складе Продавца в размере 1 % от всей Стоимости Товара в день».
«В случае, если поставка Товара на склад Продавца
осуществлена своевременно, а Покупатель, извещенный Продавцом не выполнил своих
обязательств в течении 10 дней начисление штрафных санкции прекращается и
Продавец вправе распоряжаться Товаром по своему
усмотрению».
Согласно ст.309 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК
РФ) обязательства должны
исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и
требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом,
пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую
должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст.359 ГК РФ кредитор, у которого находится
вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в
случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или
возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до
тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Согласно ст.328 ГК РФ встречным признается исполнение
обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено
исполнением своих обязательств другой стороной. Если обусловленное договором
исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой
лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего
обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не
предоставленному исполнению.
Таким образом, применение штрафных санкций к
потребителю в случае не осуществления в срок оплаты товара действующим
законодательством не предусмотрено.
Кроме того, в Договорах содержались пункты:«В случае расторжения Договора Покупателем в
одностороннем порядке до выполнения его заказа и при отказе от Товара при
надлежащем качестве, Продавец удерживает с
Покупателя в счет понесенных издержек по выполнению заказа 20% суммы,
оплаченной Покупателем»,
В соответствии с п.22 Правил продажи товаров по образцам Покупатель
до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии
возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по
выполнению договора.
Таким образом, возврат
денежной суммы за товар до его
передачи за минусом 20 % от общей суммы договора является ущемлением прав
потребителей по сравнению с правилами,
установленными действующим законодательством.
Другие пункты
содержали срок рассмотрения претензиив
течение 30 дней с момента предъявления Покупателем рекламации.
В соответствии с п.33 Правил продажи по образцам покупатель, в
случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом,
вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков
товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар надлежащего качества
этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
отказаться от исполнения договора и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его
счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Сроки исполнения указанных требований
продавцом определяются в соответствии с Законом Российской Федерации
«О защите прав потребителей».
В соответствии с ст.22 Закона РФ «О защите прав
потребителей» требования потребителя о соразмерном
уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков
товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной
суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю
вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления
ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом
(изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным
предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления
соответствующего требования.
В соответствии с ст.21 Закона РФ «О защите прав потребителей»в
случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о
его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или
уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой
товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования
потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого
товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным
индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня
предъявления указанного требования.
В соответствии с ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей»если
срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением
сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом,
уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем,
импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый
для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения
недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не
может превышать сорок пять дней.
Таким образом, указание на 30-дневный срок
удовлетворения требований потребителя заявленных в рекламации является
ущемлением прав потребителей по
сравнению с правилами, установленными действующим законодательством.
Ко всем продавцам мебели, допустившим нарушения,
применены меры административного реагирования.
Покупателям при возникновении вопросов, связанных с
нарушениями прав потребителей при продаже, в том числе мебели, можно
обращаться:
-в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора
по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101
тел. 971-106, 971-117;
-в
Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38;
Дополнительно информируем, что функционирует
Государственный информационный ресурс для потребителей. Каждый потребитель
может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами,
образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в
сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 207