Услуги мобильной связи
Услуги подвижной связи (мобильной
связи) все более востребованы потребителями. Между гражданами (пользователями
услуг телефонной связи) и организациями, предоставляющими услуги связи
(операторами связи) заключаются договоры на оказание услуг связи, которые
должны соответствовать действующему законодательству РФ.
Исполнители услуг телефонной связи при
оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и
услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее — подвижная связь) в сети связи
общего пользования (далее — услуги телефонной связи) должны
руководствоваться Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ
«О связи» в соответствующей взаимосвязи с Законом Российской
Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и
Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 09.12.2014 г. N 1342 (далее-Правила).
Именно этими документами установлен
порядок и основания приостановления оказания услуг связи, расторжения договора,
особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и
пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги
связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей
услугами связи, ответственность сторон.
Если Вы имеете намерение заключить договор
на оказание услуг связи (далее – договор), оператор связи должен Вам предоставить
следующую информацию:
- наименование (фирменное наименование) оператора
связи, места нахождения и режим работы оператора связи и его филиалов;
- реквизиты выданной оператору связи лицензии
(лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг телефонной
связи (далее — лицензия);
- перечень услуг телефонной связи, условия и
порядок их оказания;
- наименование и реквизиты нормативных документов,
определяющих требования к качеству оказываемых услуг телефонной связи;
- тарифы на услуги телефонной связи;
- порядок, формы и системы оплаты услуг телефонной
связи;
- порядок рассмотрения претензий абонента и (или)
пользователя;
- номера телефонов информационно-справочных служб;
- указание мест, где абонент и (или) пользователь
может в полном объеме ознакомиться с Правилами.
Договор может
заключаться как на неопределенный срок, так и по желанию абонента может быть
заключен на определенный срок.
В договоре об оказании услуг подвижной
радиотелефонной связи, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны
следующие сведения и условия:
а)
дата и место заключения договора;
б)
наименование (фирменное наименование) оператора связи;
в)
реквизиты расчетного счета оператора связи;
г)
достоверные сведения об абоненте:
фамилия,
имя, отчество (при наличии), место жительства, дата рождения, реквизиты
документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
д)
адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной
связи;
е)
срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.
А
также в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а)
абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации
(уникальные коды идентификации);
б)
оказываемые услуги телефонной связи;
в)
система оплаты услуг телефонной связи;
г)
порядок, сроки и форма расчетов;
д)
способ предоставления абоненту сведений о всех договорах об оказании услуг
подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или)
лицом, действующим от его имени, и реквизиты идентификационного модуля.
С целью исполнения обязательств по
договору оператор связи и абонент и (или) пользователь услуг телефонной
связи имеют права, обязанности и несут
ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Оператор связи обеспечивает абоненту и
(или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в
сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оператор связи предоставляет бесплатно
и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а)
предоставление справочной информации о тарифах на услуги телефонной связи, о
состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг
телефонной связи;
б)
предоставление информации о зоне обслуживания своей сети связи;
в)
прием информации о технической неисправности, препятствующей пользованию
услугами телефонной связи.
Оператор связи вправе предоставить
абоненту, прошедшему идентификацию в порядке, определенном оператором связи, с
использованием сетей электросвязи, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или иными
способами дистанционного взаимодействия абонента с оператором связи,
возможность:
а)
получать информацию об услугах телефонной связи, оказываемых оператором связи,
и состоянии расчетов за них, а также иную информацию, связанную с оказанием
услуг телефонной связи в соответствии с договором;
б)
заказывать детализацию счета;
в)
изменять состав оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных
условий договора;
г)
совершать иные действия, связанные с оказанием услуг телефонной связи.
Все действия, совершенные после
идентификации, считаются совершенными абонентом. Оператор связи обязан
фиксировать (в электронном виде) и хранить информацию о вышеуказанных действиях
абонентов. Срок хранения указанной информации оператором связи составляет:
а)
не менее 3 лет со дня расторжения договора — в отношении действий абонентов,
направленных на изменение условий договора;
б)
не менее 3 лет со дня совершения действия — для остальных действий абонентов.
Обращаем внимание, что
законодательством о связи предусмотрен претензионный порядок, т.е. потребитель при нарушении его прав при оказании
услуг связи обязан обратиться к исполнителю с претензией.
В
соответствии с п. 50 Правил абонент вправе обжаловать решение и действия
(бездействие) оператора связи, связанные с оказанием услуг телефонной связи.
Согласно п. 53 Правил за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет
ответственность перед абонентом и (или) пользователем в размере, установленном
законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
а) необоснованный отказ от заключения договора или
уклонение от его заключения;
б) нарушение сроков обеспечения доступа к сети
местной или подвижной связи;
в) нарушение установленных в договоре сроков оказания
услуг телефонной связи;
г) оказание не всех услуг телефонной связи, указанных
в договоре;
д) некачественное оказание услуг телефонной связи;
е) нарушение тайны телефонных переговоров и (или)
сообщений;
ж) непредставление, неполное или несвоевременное
предоставление информации, связанной с предоставлением услуг телефонной связи.
Рассмотрение претензии или жалобы абонента
осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии
со ст. 55 Закона о связи претензии предъявляются в течение шести месяцев со дня
оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за
оказанную услугу связи — по вопросам, связанным с отказом в оказании услуги
связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из
договора об оказании услуг связи. К претензии прилагаются копия договора об
оказании услуг связи и иные документы, которые необходимы для рассмотрения
претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении
или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи.
Претензия подлежит регистрации оператором связи не
позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в
течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и
проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию.
Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в
форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если
такая форма указана в претензии.
Консультацию и практическую помощь по
вопросам защиты прав потребителей в том числе в сфере оказания услуг связи
можно:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106,
971-117;
• в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,6 тел. 77-20-38;
Работает Единый консультационный центр,
который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800
555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и
английском языках.
Используя Государственный
информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 139