«Интервью о прививках Л.Намазовой-Барановой»
Профессор Лейла Намазова-Баранова — президент Европейской педиатрической ассоциации, заместитель директора Научного центра здоровья детей.
Лейла Сеймуровна, так делать или не делать прививки детям? Это звучит примерно как: чистить или нет зубы? Но почему тогда не уменьшается число противников вакцинации?
Лейла Намазова-Баранова: Прививки делать нужно. И никакого знака вопроса: все точки над i давно расставлены. Хотя вы правы, антивакцинальное лобби чрезвычайно сильное не только в России, но и в мире. А кроме того существует немало мифов, которые давно опровергнуты, но продолжают кочевать из газеты в газету, из передачи в передачу. Например, о связи аллергии с прививками. Не секрет, что бурный старт аллергических реакций начался примерно со второй половины ХХ века. Именно тогда пошли на убыль инфекции, потому что появились очень эффективные антибиотики и началась эра вакцинации. Ученые оперируют фактами. Так, наши коллеги из Австралии еще тогда начали наблюдать 5 тысяч детей, привитых и непривитых. Наблюдали до сорока с лишним лет. И уже в начале 2000-х годов опубликовали результаты: к 42 годам частота аллергии и астмы в группе непривитых была выше, чем в группе привитых.
Много мифов связано, например, с тем, что астму вызывает прививка от коклюша?
Лейла Намазова-Баранова: Врачи изучили истории развития 150 тысяч детей школьного возраста, привитых от коклюша в детстве. Смотрели, действительно ли среди них чаще случаи астмы? Однозначно отвечено: нет.
Новые прививки появились?
Лейла Намазова-Баранова: Конечно. Сегодня в мире существует 28 возможностей защититься от инфекций с помощью вакцинации. Но в календари разных стран включается разное количество вакцин.
Насколько «полон» сегодня Российский национальный календарь прививок?
Лейла Намазова-Баранова: Он включает вакцины от 12 инфекций. С одной стороны, этого недостаточно. Например, ветряной оспой заболевает в России около миллиона детей в год. Была бы введена массовая вакцинация, заболеваемость упала бы в разы и были бы сэкономлены миллиарды рублей. В развитых государствах мира обязательных вакцин гораздо больше — от 15 до 17. Но разница не только в количестве.
В нашей стране расходы на вакцинацию, входящую в Национальный календарь, полностью покрываются государством. А за рубежом эту нагрузку в основном несут страховые компании. Ведь иммунизация положительно влияет не только на заболеваемость, но и продолжительность жизни. В Европе и США средняя продолжительность жизни значительно больше российской. Это в том числе и результат вакцинирования.
Каких именно вакцин, на ваш взгляд, не хватает в Российском календаре прививок?
Лейла Намазова-Баранова: Очевидно, не хватает прививок от ротавирусной, папилломавирусной инфекций, ветряной оспы. В некоторых регионах решением местных властей количество обязательных прививок увеличено. К примеру, в Свердловской области в региональный календарь введено 17 прививок, в том числе от клещевого энцефалита, ротавирусной, папилломавирусной инфекции, ветряной оспы, гепатита А.
Но инфекции быстро инвалидизируют и даже убивают детей, если перестать защищаться от них прививками. Буквально на днях обсуждали состояние ребенка, которого долго лечили от ревматической болезни, а на самом деле он оказался с запущенным случаем туберкулеза костей и суставов. Это, к сожалению, враг, который не дремлет. Поэтому мы не можем перестать прививать детей от этой страшной болезни.
Вакцинируем и от гепатита B, здесь тоже принципиальная позиция — начать как можно раньше, именно в первые часы жизни ребенка, иначе потом будет слишком поздно. С этого года с двух месяцев начинаем прививать детей от пневмококковой инфекции. Но у нас остаются проблемы с коклюшем: нет препаратов для ревакцинации, а компонент, входящий в состав отечественных вакцин, слишком реактогенен.
Включена ли в национальный календарь прививка от папилломы шейки матки? Если нет, то насколько обязательно ею вакцинировать девочек?
Лейла Намазова-Баранова: Если мы откроем официальный сайт ВОЗ, то там есть календарь вакцинации, рекомендуемый для рутинного применения. И в нем помимо всего вышеперечисленного как раз стоит позиция вакцинации против папилломавирусной инфекции девочек-подростков до начала взрослой (сексуальной) жизни. Почему? Потому что уже доказана вирусная природа разных видов рака. В частности, рака шейки матки, аногенитальной области и даже орофарингеальной области у молодых мужчин. Это все вызывается как раз вирусом папилломы, вирусом, который легко попадает в организм, вызывает болезнь, но от которого можно защититься с помощью той самой папилломавирусной вакцины.
Австралия, США, страны Евросоюза ввели эту прививку, как только она стала доступной. Причем австралийцы стали сразу вакцинировать подростков обоих полов. И оказались очень мудрыми. У них за несколько лет практически сошли «на нет» генитальные кондиломы и в разы уменьшились предраковые заболевания. В конце августа прошла очередная Всемирная конференция по папилломавирусной инфекции. Там как раз были обнародованы новые данные о том, что на самом деле надо прививать именно подростков обоих полов.
Сегодня эта вакцинация, к сожалению, не включена в Российский национальный календарь. Она существует только в виде отдельных региональных программ. Нам бы очень хотелось, чтобы это стало возможным в масштабах государства.
Иногда мама приходит в поликлинику с ребенком, а там спрашивают: вам прививку какую — импортную или нашу? Так какие вакцины лучше?
Лейла Намазова-Баранова: У нас есть отличный завод, который делает, например, пневмококковую отечественную вакцину по самым высоким международным стандартам. И это очень здорово. Можно запросто говорить о том, что вот эта пневмококковая вакцина — лучшее, что есть на сегодня. И родителям советовать нашу, отечественную.
С какого возраста детям можно делать прививки от гриппа?
Лейла Намазова-Баранова: Вообще-то прививку от гриппа надо начинать делать еще будущей маме, беременной. Профессиональные ассоциации акушеров-гинекологов рекомендуют вакцинировать беременную от гриппа в любом триместре. Раньше было в третьем, во втором, а сейчас — вне зависимости от триместра. Почему? Потому что так можно защитить, и это уже доказано научным путем, не только маму, но и ребенка в первые шесть месяцев внеутробной жизни.
Как относиться к страшилкам противников прививок о том, что вакцины убивают иммунную систему и что, допустим, туберкулез — болезнь бедных и прогрессирует вне зависимости от инфекционной опасности?
Лейла Намазова-Баранова: Я знаю авторов таких страшилок. Они не врачи и они могут рассуждать в лучшем случае о реакциях, которые проходят в пробирке, но не в живом организме. Дело в том, что если после прививки АКДС поднимается температура до определенных цифр — это нормальная поствакцинальная реакция. Случаются и покраснения, припухлость в месте введения препарата. Но и это со временем проходит. Могут быть аллергические реакции.
Хорошо известен факт, если БЦЖ ввести иммунодефицитному ребенку, у него разовьются серьезные проблемы. Есть такие дети в популяции? Их, конечно, очень мало, но они есть. Имеются ли у нас на сегодня универсальные методы выявить их при рождении, когда мы должны провести вакцинацию? Увы! Нет таких методов. Есть у нас анализы сегодня, которые можно сделать и сказать: у вас прививка пройдет хорошо, у вас плохо? Нет таких анализов. И пусть вам не морочат голову эти непрофессионалы! Призыв «исследовать на иммунитет перед вакцинацией» — это все равно что сказать: давайте исследуем, какое чувство юмора вы продемонстрируете на нашу завтрашнюю шутку!
Врачи несут ответственность, если ребенок вдруг умер после вакцинации?
Лейла Намазова-Баранова: Если расследование докажет, что вина врача, он будет привлечен. Но ведь ужас в том, что если доказано, что это вина родителей, то они как раз никогда не будут привлечены. Вот родители, которые отказываются от прививок детей от того же гриппа, а потом от гриппа ребенок погибает, — они несут ответственность? А если они отказываются от прививки против полиомиелита, а ребенок заболевает полиомиелитом? Они ни за что не несут ответственность! Хотя согласно Конвенции о правах ребенка, родители являются теми, кто принимает за него решение. И именно они являются ответственными за его здоровье и благополучие. И при этом они же сами нарушают его права! Например, право на жизнь…
Поэтому в чем задача педиатров, этих признанных во всем мире защитников детства? Дать правдивую информацию. Родитель должен знать, что вероятность того, что, например, разовьется осложнение от вакцинации, столько-то процентов. Вероятность того, что непривитой ребенок, заболев, умрет от этой инфекции, столько-то процентов. И родитель должен принимать решение. Да, вакцинация — это не святую воду вводить в организм. Это действительно инициируемый прививкой иммунный ответ. Это защитная реакция организма, благодаря которой можно спасти жизнь и здоровье своего ребенка. Поэтому решение должно быть совершенно осознанным.
Как должны вести себя родители после прививки ребенку?
Лейла Намазова-Баранова: После прививки детям нельзя давать продукты, которые могут вызвать аллергию (икру, мед, клубнику и др.). Потому что если его «обсыплет», то никогда не докажешь, что его обсыпало потому, что он съел клубнику или что-то еще, а не по причине прививки. Родители должны знать, что если в семье кто-то болеет, то ребенка нельзя в данный момент прививать. Потому что если он на следующий день заболеет вслед за бабушкой или младшим братишкой, то запишут, что он заболел в результате вакцинации. Очень часто временная связь подменяет причинно-следственную.
У нас в стране раньше было правило: ребенка не принимали в школу или детский садик, если не предоставишь сведения о прививках. Потом «благодаря» активистам-противникам прививок это убрали. Даже в законе прописали, что все имеют право отказываться. Но вот в Америке вы никогда не отдадите сына или дочь в организованный коллектив, если не принесете справку о прививках. То же самое в Евросоюзе, Австралии. Цивилизованные страны ввели это как необходимую норму. Пора подумать и нам об изменении норм этого закона.
Что это такое — синдром внезапной смерти младенца?
Лейла Намазова-Баранова: Это, к сожалению, известная вещь в мире педиатрии. В США на каждом приеме маме с новорожденным выдается листовка от Американской академии педиатрии, где написано: чтобы снизить риск синдрома внезапной смерти, применяйте такие-то элементарные правила. Мы сейчас сделали аналогичную и тоже выдаем родителям. Там очень подробно рассказывается, чего не надо делать в детской кроватке. Например, не надо раскладывать мягкие игрушки, какие-то тряпочки вешать — все это очень чревато тем, что ребенок просто задохнется.
Но главное, есть три золотых правила — кормить грудью хотя бы 6 месяцев (лучше год), вакцинировать и не курить! Курение мамы — самый доказанный факт возникновения не только синдрома внезапной смерти, но и развития аллергии и астмы у будущих детей. Особенно если курит мама. Даже несколько лет антитабачных мер, которые были приняты за рубежом раньше, чем у нас, привели к тому, что на 10 процентов снизилось число рожденных недоношенных и на 10 процентов — частота госпитализации по причине астмы. Курение и синдром внезапной смерти — вещи очень взаимосвязанные.
Источник: Российская газета Столичный выпуск №6504
https://rg.ru/2014/10/10/privivki.html
Post Views: 149