На что обращать внимание потребителям при оформлении кредитного договора.
В Управление Роспотребнадзора по Новгородской области поступило обращение от гражданина, из которого следует, что при заключении Договора потребительского кредита, предусматривающего выдачу кредита наличными с Банком, в кредит была включена страховка , при этом полис страхования и его условия использования при заключении кредитного договора потребителю выдан не был, его номер потребитель узнал только по телефону «горячей линии» Банка. В связи с чем, потребитель не смог отказаться от страховки в «период охлаждения» , т.е. 14-дневный срок.
Согласно ст.ст. 8 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1 (далее-Закон) следует, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Кроме того, по смыслу абз. 4 п. 2 ст. 10 названного Закона потребитель всегда имеет право знать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
В представленных потребителем заявлениях на добровольное оформление услуги страхования было указано, изъявляю желание заключить договор страхования по программе «Страхование жизни и здоровья» и по программе «Страхование жизни и здоровья +защита от потери работы», галочки, подтверждающие согласие отмечены типографским способом, т.к. Договор был подписан электронной подписью и потребитель не имел возможности проставить данные отметки в заявлениях собственноручно.
Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается.
Форма Заявления предусматривает проставление отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг именно Банком, без возможности Потребителю своей подписью подтвердить сделанный выбор по каждому конкретному предложению, заемщику предоставлена лишь возможность подписать Заявление в целом.
Кроме, того потребителю — заемщику не была предоставлена возможность выбора страховой организации, в которой возможно оформить страхование жизни и здоровья.
Выбор заемщиком варианта кредитования по заниженной ставке с условием заключения им добровольного страхования был сделан потребителем в отсутствие полной и достоверной информации об условиях кредитования без заключения договоров страхования и с заключением договоров страхования с указанием ежемесячных фактических платежей, о размере переплаты по кредиту в том или ином случае, что не позволяет говорить об осознанном выборе заемщика.
Потребитель, обращаясь в Банк, преследовал цель только получения заемных денежных средств на собственные нужды. Получать кредит на оплату договоров страхования, в которых он не нуждался потребитель не имел намерения. Таким образом, при заключении кредитного договора с Банком потребителю были навязаны платные дополнительные услуги (услуги страхования). По результатам рассмотрения обращения Банку было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае возникновения вопросов консультации Вы можете получить:
в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 104 тел. 971-106, 971-083.
в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12 тел. 77-20-38;
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 162