Управление Роспотребнадзора по Новгородской области

Единый консультационный центр Роспотребнадзора

8 800 555 49 43

круглосуточно звонок бесплатный

Прием обращений граждан

О взимании комиссии при оплате за ЖКУ, услуги связи и иные услуги

Управление Роспотребнадзора по Новгородской области по вопросу о правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг, капитального ремонта, услуг связи и обязанности управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций и иных организаций организовать для потребителей возможность оплачивать потребляемые услуги и ресурсы без комиссии разъясняет следующее.

В соответствии с п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от  06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354),  плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно подпункта «а» пункта 65 Правил № 354 потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

В соответствии с п.1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Из содержания п. 1 ст. 861 ГК РФ следует, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

В соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее – Закон № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 16.1 Закона № 2300-1).

При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе (п. 3 ст. 16.1 Закона № 2300-1).

971-093

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона о защите потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 статьи 16.1 Закона о защите потребителей.

В соответствии со ст. 37 Закона № 2300-1 потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Оплата оказанных услуг производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что физические лица — плательщики за жилищно-коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами, безналичное перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги).

Согласно преамбуле Закона № 2300-1 исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Таким образом, Законом № 2300-1 установлена обязанность именно исполнителя ЖКУ услуг, услуг связи и др. (не платежного агента, банковского платежного агента или кредитной организации), обеспечить потребителю возможность производить оплату услуг по выбору потребителя путем внесения наличных денежных средств или в форме безналичных расчетов, продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В силу п. 4 ст. 16.1 Закона при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

В связи с этим исполнитель коммунальных услуг, услуг связи и иных услуг  обязан организовать для потребителя возможность оплаты услуг способом, не предусматривающим взимание комиссионного вознаграждения.

Выбор способа оплаты (наличными денежными средствами или путем использования национальных платежных инструментов) является правом потребителя.

По вопросу взимания комиссии иными организациями, не являющимися исполнителями коммунальных услуг, услуг связи дополнительно сообщаем, что в соответствии с нормами действующего законодательства, указанными выше, в настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, услуг связи может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности, кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи.

При обращении физического лица в кредитную организацию в целях перевода денежных средств в счет оплаты каких-либо услуг данная кредитная организация оказывает такому гражданину одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». При этом согласно статье 29 указанного закона комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Как следует из части 17 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи, под которыми понимаются, в том числе, действия или деятельность по осуществлению почтовых переводов денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в законодательстве Российской Федерации запретов на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, названные организации при осуществлении указанных операций по поручению физического лица вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и законодательства о защите прав потребителей  можно обращаться по телефонам:

-8 (8162) 77-20-38, 73-06-77 — Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области»;

— 8 (8162) 971-106 – Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по

Новгородской области.

  •  

    Санитарный надзор

    23.07.2025

    О вступлении в действие с 01 сентября 2025 года СанПиН 2.6.4115-25 «Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения»

    28.03.2025

    О приостановлении деятельность предприятия общественного питания –кафе «Халяль» в г.Великий Новгород

    09.10.2024

    Роспотребнадзор напоминает о необходимости установления санитарно-защитных зон

    19.07.2024

    Роспотребнадзор разработал методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке организованных групп детей

    19.07.2024

    О внесении изменений в санитарные правила, устанавливающие требования к деятельности хозяйствующих субъектов,  оказывающих  медицинские услуги, к предоставлению бытовых услуг и к деятельности организаций социального обслуживания населения

    Эпидемиологический надзор

    09.12.2025

    Итоги Всероссийской «Горячей линии» в рамках Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД»

    09.12.2025

    Жить экологично — не дорого

    28.11.2025

    Всемирный день борьбы со СПИДом

    24.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    17.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    Защита прав потребителей

    12.12.2025

    Ваш гид по переработке: что, как и куда сдаем

    12.12.2025

    Об утверждении региональной программы Новгородской области «Обеспечение прав потребителей в Новгородской области на 2025-2030 годы»

    11.12.2025

    Об итогах работы по защите прав потребителей в сфере дистанционной торговли за 9 месяцев 2025 года

    05.12.2025

    Что такое показатель долговой нагрузки

    05.12.2025

    Об итогах консультирования потребителей 04 декабря 2025 года в многофункциональных центрах.

    Регистрация и лицензирование деятельности

    15.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области сообщает об отмене государственных пошлин в рамках оказания услуг по лицензированию

    21.01.2025

    Обзор практики проведения процедуры  периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части  деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) за 2024 год

    21.01.2025

    Результаты периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

    01.07.2024

    Реестр уведомлений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) с 01.04.2024

    23.05.2024

    О предоставлении услуг Роспотребнадзора посредством ЕПГУ

    Организационная деятельность

    09.12.2025

    Проверки в онлайн-режиме

    01.09.2025

    На коллегии Управления Роспотребнадзора по Новгородской области обсудили актуальные вопросы деятельности

    18.08.2025

    Мошенники вновь грозят проверками Роспотребнадзора!

    22.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области приглашает на работу специалистов!

    15.05.2025

    Важная информация для граждан, желающих заключить договор о целевом обучении

    Социально - Гигиенический Мониторинг

    16.07.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в первом полугодии 2025 года

    01.06.2025

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2024 году»

    21.01.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в 2024 году

    06.11.2024

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области за 9 месяцев 2024 года

    31.05.2024

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2023 году»