Об итогах рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области в 2018 году
Одним из индикаторов состояния дел на потребительском
рынке Новгородской области могут служить показатели динамики числа обращений,
которые поступают в Управление.
Всего в Управление поступило 2054 обращения (снижение
на 1,2% по сравнению с 2017 годом), доля обращений, поступивших от граждан
составляет-95,5 %. От социально-незащищенных слоев поступило 36 обращений.
По вопросам
защиты прав потребителей поступило 1366обращений, что составило 66,5% от
общего количества обращений, поступивших в Управление, 33,5 % (или 688
обращений) касались санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По
сравнению с 2017 годом количество обращений
снизилось на 1,2% (2078).
Анализ обращений показывает, что в 2018 году, как и в
2017 году превалируют жалобы на нарушения прав потребителей в сфере услуг, доля
которых составила 60,5 % от общего количества поступивших жалоб, всего на нарушения в сфере услуг поступило 826
обращений. В сфере услуг актуальными являются вопросы нарушения прав
потребителей при предоставлении жилищно-коммунальных услуг (152обращения), бытового обслуживания населения (96), услуг
связи (87), финансовых услуг (73).
Если говорить о динамике обращений, то по сравнению с
2017 годом увеличилось в 7 раз (с 3 до 21) количество обращений на нарушения
прав потребителей при оказании туристских услуг; в 1,5 разав сфере
предоставления ЖКУ, услуг связи; в 1,4 раз обращения в сфере долевого
строительства жилья (10 обращений); в 1,2 раза в сфере предоставления медицинских услуг (30 обращений),
транспортных услуг (26 обращений).
Почти в 3 раза снизилось количество обращений в сфере
оказания услуг общественного питания (5 обращений), в тоже время в 1,8
раза по сравнению с 2017 годом выросло
количество обращений, касающихся нарушения санитарных норм в сфере организации
питания населения (с 23 до 42). Граждане
жалуются на наличие посторонних запахов в квартирах от действующих предприятий,
на шум от технологического оборудования (холодильное оборудование,
кондиционеры), на курение персонала под окнами их жилых помещений, на поведение
посетителей, на наличие членистоногих, появление которых связано с деятельности
точек общественного питания. При проведении проверок по данным обращениям
установлено, что размещение таких объектов происходит в помещениях изначально
не предназначенных для ведения указанных видов деятельности. Как правило, это
переоборудованные квартиры первых этажей, подвальные помещения, где отсутствует
автономная система вентиляции, система канализации не имеет разделения с
общедомовой системой, отсутствуют туалеты для посетителей.
Из поступивших в адрес
Управления обращений 7 жалоб были связаны с открытием в жилых домах кальянных
клубов (2 в 2017 г.). Запахи, дым от кальянных
ухудшали условий проживания и
отдыха людей в жилом доме, а также
посетителями данных заведений нарушались тишина и спокойствие граждан в ночное время.
В 3,3 раза по сравнению с 2017 годом
снизилось количество обращений, касающихся обслуживания автомототранспортных
средств (3), в 1,5 раза гостиничных услуг (2). Не поступали обращения в сфере
предоставления культурно-развлекательных услуг, услуг автостоянок.
На нарушения
прав потребителей в сфере розничной торговли поступило 540 обращений, что
составило 26,3 % от общего количества поступивших в 2018 году обращений. Анализ обращений показывает, что
количество обращений в сфере розничной торговли по сравнению с 2017 годом снизилось
в 1,2 раза. По вопросам нарушений прав
потребителей при продаже продовольственных товаров количество обращений
снизилось в 2,4 раза, поступило 88 обращений (2017 год-209 обращений); в тоже
время возросло в 5,6 раза количество обращений, связанных с качеством
продовольственных товаров (118). Граждане обращают внимание на продажу товаров
с истекшими сроками годности, не соблюдение правил продажи товаров,
выразившихся в отсутствие необходимой информации о продавце, изготовителе,
товаре, в отсутствие книги отзывов и предложений в торговых точках или отказе в
её выдачи покупателю.
В 2018 году
поступило 6 жалоб на реализацию алкогольной продукции. Основные нарушения при
продаже алкогольной продукции это:
— наличие недостоверной товарно-сопроводительной документации;
— несоблюдение температурных режимов
хранения;
— реализация продукции, не соответствующей требованиям
нормативно-технической документации и технического регламента;
—
несоблюдение сроков годности;
— нарушение особых требований, предъявляемых к розничной торговле
алкогольной продукции в части сведений,
подтверждающих факт фиксации розничной продажи алкогольной продукции в
единой государственной
автоматизированной информационной
системе.
— продажа алкогольной продукции через
интернет магазины;
— продажа алкогольной продукции в
неустановленное время;
— продажа алкогольной продукции
несовершеннолетним.
По вопросам нарушения прав потребителей в сфере
розничной торговли непродовольственными товарами поступило 452 обращения, что на
2% больше по сравнению с 2017 годом (443 обращения).
На первом месте стоят обращения, связанные с
реализацией телефонных аппаратов, количество их выросло в 2018 г. на 15%
составило 48 жалоб ( в 2017 г.-41), на
40% выросло количество обращений на качество реализуемых планшетов (2018 г.-
10), на 60% выросло количество жалоб на запасные части для автомобилей (2018
г-5). В 2018 году поступило 6 жалоб на действия ООО «Аква групп», связанных с
установкой фильтров для очистки воды «Гейзер». Фильтры устанавливались людям
пенсионного возраста, стоимость их была завышена в несколько раз, кроме того
товар не имел маркировки. В тоже время снизилось в 3 раза количество обращений
на качество строительных материалов (в 2018 г.-2), в 1,6 раза на качество
предлагаемой к продаже мебели (в 2017
г.-13, 2018 г.-8).
На нарушения прав потребителей при
заключения договора с использованием дистанционных каналов (Интернет, мобильные
приложения) количество обращений увеличилось в 3,2 раза (с 18 до 58 обращений).
Если в 2017 году в Управление поступали обращения на
продажу товаров через Интернет-магазины, которые в основном содержали претензии
к продавцам, находящимся за пределами Новгородской области, в части получения
товара, который не соответствует договору, а также об оплате товара, который не
был доставлен и др., то в 2018 году поступали
обращения от граждан из других регионов на мошеннические действия
организаций, зарегистрированных на территории области.
Так, потребители обращались с жалобами на действия ООО«Альянс Сервис». Согласно договору,
организация осуществляла поиск детали для автомобиля, после которого, сообщала,
что была проведена диагностика двигателя в результате которой, выяснилось, что
двигатель не исправен и предлагала двигатель, который в два раза дороже, либо
вернуть денежные средства (предоплату) за вычетом проведенной диагностики, что
практически половина внесенной предоплаты. Потребители обращались в Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области с просьбами провести проверку,
наказать мошенников, а также помочь в возврате денег за неудовлетворение
требований по договору.В результате было установлено, что ООО «Альянссервис» не
исполняются договорные обязательства по заключенным договорам купли-продажи
товара с его предварительной оплатой, в указанные сроки по договорам товар не
поставляется, претензии потребителей не
удовлетворяются, предварительная оплата товара потребителю не возвращается, в
том числе не уплачивались пени (неустойка) за просрочку передачи товара в установленный срок, т.е.
потребитель, остается и без товара и без денег.
От социально-незащищенных слоев потребителей поступило
36 обращений.
По результатам рассмотрения обращений было дано
1025 разъяснений норм законодательства,
в том числе в сфере защиты прав потребителей 779разъяснений, 425 (в том числе в сфере защиты прав потребителей 308) обращений направлено по
подведомственности, 221 обращение стало
основанием для проведения внеплановых проверок, 194-для проведения административных расследований. 34 обращения
содержали сведения о причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей.
По результатам рассмотрения обращений, принятия административных мер
потребителям в добровольном порядке возмещено 2 млн. 258 тыс. 800 рублей, что в
2,2 раза больше по сравнению с 2017 годом.
Не за все нарушения законодательства предусмотрена
административная ответственность (например, отказ в возврате денег, нарушены
сроки рассмотрения требований и т.д.), поэтому судебная защита прав
потребителей является также одним из основных направлений деятельности
Управления. По результатам рассмотрения жалоб, поступивших в Управление, подано
48 исков в суд, выдано 104 предостережения о
недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе 17 в области
нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли , 19- в области оказания
услуг.
В 2018 году Управлением по телефонам «горячих» линий было дано 4610
консультаций, из них в рамках работы Общественной приемной было дано 2023
консультации в различных сферах деятельности. По вопросам защиты прав
потребителей консультации получили 3112 потребителей.
При проведении мероприятий по надзору в сфере защиты
прав потребителей (23 проверки и 5 административных расследований) выявлены
случаи вреда имуществу потребителей. По результатам рассмотрения обращений, проведения
внеплановых проверок и принятия мер об административных правонарушениях потребителям
в добровольном порядке возмещено 2 млн. 258 тыс. 800 рублей, что в 2,2 раза
больше по сравнению с 2017 годом.
Органами местного самоуправления в 2018 году было
рассмотрено 7882 обращений, что в 1,14 раза больше, чем в 2017 году (2017
г.-6912), из них наибольшая часть обращений -5023, что составляет 63,7% касалось нарушений в сфере ЖКХ.
За консультациями по вопросам защиты прав
потребителей можно обращаться по
телефонам:
- в Общественную
приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: г.
Великий Новгород, улица Германа дом 14, телефон (8-816-2) 971 – 106, 971-117;
- в МФЦ Великого
Новгорода по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24 в понедельник, четверг с 11.00 до 17.00
часов (без перерыва на обед);
- в «Центр
информирования и консультирования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Новгородской области», расположенный по улице Германа, дом 29 «а», Великого
Новгорода, телефон (8-816-2)77-20-38
Post Views: 144