Об уполномоченном по защите прав потребителей финансовых услуг
С 3 сентября 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от
04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»
(за исключением некоторых положений) (далее – Закон № 123-ФЗ), согласно
которому на территории Российской Федерации вводится институт финансового
уполномоченного, призванный защищать права граждан в сфере кредитования и на
страховом рынке.
Документом также устанавливается порядок досудебного
урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также
правовые основы взаимодействия финансового уполномоченного с данными организациями.
Закон направлен на создание на безвозмездной для граждан основе
системы досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями в
ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в
претензионном порядке.
Таким образом, за исключением ряда случаев, обращение к
финансовому уполномоченному станет обязательной стадией перед обращением в суд.
Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения
потребителей как в отношении финансовых организаций, включенных в определенный
реестр или перечень, в случаях, если размер требований потребителя о взыскании
денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., так и если требования потребителя
вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления возмещения денежных
средств по ОСАГО.
Обращение потребителя должно быть направлено финансовому
уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям
к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о
нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин по-прежнему
может восстановить свои нарушенные права через суд.
В своей деятельности финансовый уполномоченный будет
рассматривать обращения потребителей кредитных и страховых услуг,
микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), услуг
ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.
Иные финансовые организации смогут взаимодействовать с
финансовыми уполномоченными на добровольной основе.
Перечисленные организации будут обязаны взаимодействовать с
финансовыми уполномоченными, решения которых будут носить для данных финансовых
организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений
финансового уполномоченного потребителю будет выдаваться исполнительный
документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов.
Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу
потребителя, не является снованием для его дальнейшего обращения в суд.
Финансовая организация также сможет обжаловать решение финансового
уполномоченного в суде в случае своего несогласия с ним.
Решением Совета директоров Банка России главным финансовым
уполномоченным назначен Воронин Юрий Викторович, вступивший в должность с 3
сентября 2018 года.
Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных будет
создана Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг
финансовых организаций в форме некоммерческого партнерства, высшим органом
которой будет Совет.
Омбудсмен при принятии решений независим от непосредственных
участников спора, органов государственной власти, Банка России и других
организаций и должностных лиц.
Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно:
- с 01.06.2019 г. – для
страховых организаций, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию
средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
- с 28.11.2019 г. – в
отношении страховщиков по иным видам страхования;
- с 2020 г. – для
микрофинансовых организаций;
- с 2021 г. – для всех
остальных финансовых организаций (кредитные потребительские кооперативы,
ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено либо
в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (https://finombudsman.r), либо письменно на бумажном носителе в адрес финансового
уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.
К обращению прилагаются:
- копия заявления в
финансовую организацию;
- копия ответа
финансовой организации на ваше заявление (при наличии);
- копия договора с
финансовой организацией;
- копии иных документов
по существу спора;
- документы,
подтверждающие полномочия законного представителя (при направлении обращения
законным представителем);
- копия платежного
документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым
уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения лицом,
которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой
организации).
Дополнительно
информируем, консультации по вопросам соблюдения требований
действующего законодательства в области
защиты прав потребителей, в том числе при предоставлении финансовых услуг Вы
можете получить:
в Общественной приемной Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106,
971-117.
в Центре по
информированию и консультированию
потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2
тел. 77-20-38;
в
Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг
(МФЦ) по адресу г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24 в понедельник, четверг с 11.00 до
17.00 часов.
Работает Единый
консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по
телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней
на русском и английском языках.
Используя Государственный
информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru,
каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 319