Рекомендации потребителям, которые решили взять микрокредит.
- Будьте
бдительны, опасайтесь мошенников! Проверьте, входит ли организация в
государственный реестр МФО на сайте
Банка России или в специальном электронном справочнике.
- Избегайте
организаций, сотрудники которых вас торопят! По закону при обращении за
кредитом Вы имеете право знакомиться с условиями кредит пять дней. За этот
период можно посоветоваться с близкими, изучить памятки
и условия договора. Просто потребуйте подписанные индивидуальные условия
кредитования.
- Оцените
свои доходы и размер платежа по кредиту с процентами! По закону максимальная
процентная ставка по краткосрочному микрозайму (до 1 года) — 1% в день. То есть
переплата за 30 дней, составит 30%. Если вы покупаете телевизор за 50 000
рублей это 15 000 рублей только одних процентов! А ведь еще нужно вернуть
и стоимость телевизора.
- Не
надейтесь, что взяв сейчас немного «быстрых денег» под 1% в день, Вы потом
перезаймете под «нормальные» проценты у друзей или в большом банке. Кредитная
организация может Вам отказать, не объясняя причины, а родственники и друзья в
период распродаж или перед праздниками будут рады помочь советом, но не
деньгами.
- Никаких
залогов! Обратите внимание, что, оформляя кредитный договор с залогом
имущества, Вы можете его утратить, если не сможете вовремя выплачивать высокие
проценты.
- Никаких
дополнительных услуг! Внимательно посмотрите индивидуальные условия
кредитования, нет ли там страховых, юридических, консультационных, медицинских
или иных услуг, никак не связанных с оформлением кредита. Не следует ли из
договора, что Вам дают займ на 20 000 рублей, из которых 2 000 рублей
сразу идут на оплату дополнительной услуги.
- Не
подписывайте документ, в котором написано, что вы согласны с условиями и
тарифами, если вы их не видели ми не получили на руки! Эти условия – часть
договора, они должны быть у вас в комплекте документов, а если они «размещены
где-то на сайте», или «находятся в главном офисе компании», то необходимо их
прочитать особенно тщательно.
- С
информационными материалами, составленными специально для потребителей, Вы
можете ознакомиться на сайте совместного с Роспотребнадзором проекта Хочу.Могу.Знаю.
Справочно
В 2018 году
Аналитический центр НАФИ составил портрет типичного потребителя «займа до
зарплаты»[1].
Исследование было проведено по заказу Международной конфедерации обществ потребителей
(КонфОП).
В целом, потребителя
микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со
стандартным набором финансовых продуктов и услуг: кредитные и дебетовые карты,
кредиты и займы. Основным источником его дохода является заработная плата.
Основные расходы состоят из расходов на услуги ЖКХ, продукты и лекарства,
обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи
родственникам. При этом большинство потребителей микрозаймов считают, что
финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего.
Исследование показало,
что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением
региона. Так, в Москве микрозаймы «до зарплаты» в основном приходятся на
покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), в регионах – для
погашения долгов и кредитов, а также на нужды первой необходимости (продукты
питания) и лечение.
Женщины пользуются такой услугой в 1,8 раза чаще, чем
мужчины.
Исследование также
зафиксировало, что у четверти заемщиков (26%) размер микрозайма «до зарплаты»
превышает их ежемесячный доход (у 11% — в 1,5 раза и у 15% — в 2 раза и более),
у трети (33%) — превышает половину ежемесячного дохода. Как
правило, у клиентов МФО уже есть кредит в банке: в Москве такая цифра
составляет 58% респондентов, в то время как в регионах – 25-28%.
Большинство заемщиков знают
дневную процентную ставку по своему займу. Однако, в целом, уровень финансовой
грамотности заемщиков достаточно низкий:
·
54%
потребителей услуг МФО не в курсе годовой процентной ставки по своему займу;
·
54%
потребителей не проводят анализ условий предоставления той или иной финансовой
услуги в различных компаниях на постоянной основе;
·
больше
половины потребителей в той или иной степени не понимают условий договора
займа;
·
70%
потребителей не ведут постоянный учет всех доходов и расходов;
·
18%
потребителей считают, что можно не отдавать заем;
·
более
60% потребителей не предпринимают никаких активных действий по сбережению или
инвестированию средств.
Собственный уровень
финансовой грамотности потребителями оценен как достаточно низкий или средний.
Под финансовой грамотностью они понимают знание законодательства о защите прав
потребителей и навыки финансового планирования.
Роспотребнадзор. По
результатам исследования рынка микрозаймов в 2018 году,
называет следующие основные риски для потребителей рынка
микрофинансовых услуг:
·
снижение
процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в государственный
реестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в
тени;
·
практика
легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая
предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям;
·
игнорирование
потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними
подробно, включая такие элементы договора как полная стоимость займа,
количество, размер и периодичность платежей по займу, виды и суммы
дополнительных договоров или платежей по займу, а также неустойки, штрафы и
пени;
·
использование
микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные
средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов;
·
значительный
процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой
грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими
услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы;
·
недостаточное
финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения
микрозаймов, помимо заработной платы;
·
непонимание
рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых
потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов
заимствований;
·
рост
неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по
микрозаймам;
·
неправомерное
использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;
·
растущее
количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число
легальных МФО в 3 раза;
·
растущее
среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов на срок до 30 дней и на сумму до
30 тыс. рублей.
Консультацию и
практическую помощь по вопросам защиты прав потребителей можно получить:
в Общественной приемной Управления
Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: В.Новгород, ул. Германа,
д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38
Работает Единый
консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без
выходных дней на русском и английском языках.
Дополнительно
информируем, что функционирует Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый
потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе
размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты
прав потребителей.
[1]
Портрет потребителя «займа до зарплаты», 15.10.2018 // Официальный сайт Аналитического центра НАФИ https://nafi.ru/analytics/portret-potrebitelya-zayma-do-zarplaty.
Официальный сайт КонфОП http://konfop.ru
Post Views: 146