Международный день отказа от покупок
Всемирный день отказа от покупок отмечается ежегодно в конце ноября, в 2024 году этот день приходится на 28 ноября.
Акция «день отказа от покупок», в первую очередь направлена на снижение сверхпотребления. На 24 часа всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров. По мнению организаторов это станет первым шагом к отказу от приобретения ненужных вещей ради процесса осознанного, рационального потребления.
Осознанное потребление — это наше будущее. И если нам важно, каким оно будет, то следует придерживаться принципов рационального и ответственного потребления товаров и услуг.
Обратите внимание!
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 утвержден «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», в данный Перечень включены различные группы товаров, в том числе изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные; парфюмерно-косметические товары; технически сложные товары бытового назначения; товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях и другие товары. В связи с чем рекомендуем потребителям задуматься о необходимости приобретения товаров до их оплаты.
Возврат товара ненадлежащего качества предусмотрен статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»: потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же (либо другой) марки (модели, артикула): потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на аналогичный товар или на другой товар с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15-ти дней со дня передачи потребителю такого товара.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона — продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) должны удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре
являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на ее проведение. В случае несогласия с результатами экспертизы потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Проверка качества (диагностика), а также экспертиза товара должны быть произведены продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в пределах сроков, установленных статьями 20, 21, 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований. Каких-либо отдельных сроков проведения проверки качества товара (диагностики) и экспертизы Законом не предусмотрено.
Важно! Сохраняйте документы (квитанции, акты), подтверждающие сроки проведения ремонта!
Требование о возмещении расходов на устранение недостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о соразмерном уменьшении цены товара должно быть удовлетворено в течение 10-ти дней со дня предъявления требования (ст. 22 Закона).
Требование о замене товара с недостатком должно быть удовлетворено в течение 7 дней со дня предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара — в течение 20 дней со дня предъявления требования. Если на день Вашего требования отсутствует нужный для замены товар, то Ваше требование должно быть удовлетворено в течение 1 месяца со дня предъявления требования (ст. 21 Закона).
За нарушение указанных сроков удовлетворения требований потребителя продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона).
Справочно: недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Действия потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре
С целью формирования доказательной базы необходимо обратиться с письменной претензией в адрес продавца товара (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), изложив в ней суть проблемы и четко сформулировав одно из указанных в ст. 18 Закона требований.
Претензия составляется в 2-х экземплярах.
Порядок вручения претензии: один экземпляр вручается руководителю или другому ответственному лицу предприятия под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остается у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении. Предъявление письменной претензии позволит избежать последующих споров о дате обращения по поводу выявленного
В соответствии с п.5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2463) в случае поступления претензии потребителя продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований.
Потребителю необходимо знать, что требование к продавцу о возврате денег за товар носит имущественный характер. В случае отказа продавца в удовлетворении требований потребителя, спор разрешается в судебном порядке.
В соответствии со ст. 17 Закона, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд по своему месту жительства или пребывания, по месту нахождения организации либо по месту заключения или исполнения договора.
Обратиться по вопросам защиты прав потребителей, качества приобретаемых товаров и услуг потребители могут в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14, тел. 8 (8162) 971-106, 971-083.
За консультациями по вопросам защиты прав потребителей можно обращаться:
— Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» (город Великий Новгород, ул. Германа, д. 29 «А», телефоны: 8 (8162) 77-20-38, 73-06-77;
— отдел МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д.24) консультацию можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17-00;
-интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ) в круглосуточном режиме, телефон: 8-800-555-49-43.
Дополнительно информируем, что для того, чтобы реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует Государственный информационный ресурс для потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена информация о судебной практике в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 514