Управление Роспотребнадзора по Новгородской области

Единый консультационный центр Роспотребнадзора

8 800 555 49 43

круглосуточно звонок бесплатный

Прием обращений граждан

Как правильно заключить договор туристических услуг и на что обратить внимание при заключении договора.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, прежде всего, является договор на оказание туристских услуг.

Информируем, что туроператор несет основную ответственность за организацию поездки туриста, за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Согласно требованиям ст. 9 Федерального закона  «Об  основах  туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (далее — Закон № 132-ФЗ) Туроператор отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт.

Согласно ст. 6 Закона № 132-ФЗ при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

— необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

— свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

— обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

— обеспечение в соответствии с Законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

— возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

— беспрепятственный доступ к средствам связи;

— получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр;

— информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Согласно п. 8 ст. 3 Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 № 1852   «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (далее — Правила) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о реализуемом туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения:о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;об общей цене туристского продукта в рублях.

В соответствии с п. п. 13, 14 ст. 4 Правил  реализация туристского продукта осуществляется на основании договора о реализации туристского продукта, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа. Договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем в письменной форме считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора о реализации туристского продукта. Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным с момента оплаты потребителем туристского продукта, подтверждающей его согласие с условиями, содержащимися в предложенном исполнителем договоре о реализации туристского продукта.

Согласно ст.  32  Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее — Закона № 2300-1) предусмотрено право потребителя на отказ от исполнения договора об оказании туристских услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

При этом, потребитель вправе потребовать документального подтверждения фактических затрат туроператора (турагента) на день отказа от договора, и должен оплачивать лишь фактически понесенные исполнителем затраты.

В случае, если туристская услуга оказана с недостатками потребитель по своему выбору вправе потребовать (ст. 29 Закона  №2300-1):

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (можно потребовать в момент оказания туристической услуги, обратившись к представителю туроператора);

— возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами;

— повторного безвозмездного оказания услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— расторжения договора об оказании услуги (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении туристической фирмой сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков).

В случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или   турагентом  турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда (в соответствии со ст. 6 Закон № 132-ФЗ).

В случае несоответствия качества туристского продукта (например, отель не соответствует условиям, заявленным в договоре) потребителю необходимо незамедлительно обратиться к представителю туроператора в письменной форме, а после окончания путешествия к туроператору с письменной претензией в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Кроме того, следует зафиксировать все недостатки на фото или видео.

Услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.

Также основаниями для расторжения договора об оказании туристских услуг могут быть существенно изменившиеся обстоятельства, из которых исходил турист при заключении договора (например, болезнь родственника туриста, ухудшение условий путешествия и т.д.).

К существенным изменениям обстоятельств относятся (ст. 10 Закона об основах туристской деятельности):

— ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

— изменение сроков совершения путешествия;

— непредвиденный рост транспортных тарифов;

— невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В случае расторжения договора об оказании туристских услуг потребителю необходимо написать туроператору (турагенту) претензию в двух экземплярах. К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих правоотношения между потребителем и туроператором (турагентом) (договор об оказании туристских услуг, квитанции об оплате услуг и др.). Один экземпляр претензии передается туроператору (турагенту), а на втором он делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф.И.О., подписи лица, принявшего претензию. В случае невозможности передать претензию туроператору (турагенту) лично потребителю необходимо отправить ее на юридический адрес исполнителя (изготовителя) по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Получив претензию, туроператор (турагент) должен известить потребителя о своем решении в письменной форме. Срок рассмотрения претензии — 10 дней (ст. 31 Закона  №2300-1). В случае его отказа удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов (в соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона № 2300-1).

В случае возникновения вопросов консультации Вы  можете получить:

в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской  области по адресу: В.Новгород, ул.  Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106.

в Центре по информированию и консультированию  потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12 тел. 77-20-38; 73-06-77.

Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.

Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

 

  •  

    Санитарный надзор

    23.07.2025

    О вступлении в действие с 01 сентября 2025 года СанПиН 2.6.4115-25 «Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения»

    28.03.2025

    О приостановлении деятельность предприятия общественного питания –кафе «Халяль» в г.Великий Новгород

    09.10.2024

    Роспотребнадзор напоминает о необходимости установления санитарно-защитных зон

    19.07.2024

    Роспотребнадзор разработал методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке организованных групп детей

    19.07.2024

    О внесении изменений в санитарные правила, устанавливающие требования к деятельности хозяйствующих субъектов,  оказывающих  медицинские услуги, к предоставлению бытовых услуг и к деятельности организаций социального обслуживания населения

    Эпидемиологический надзор

    28.11.2025

    Всемирный день борьбы со СПИДом

    24.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    17.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    11.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и о ходе иммунизации против гриппа в Новгородской области

    05.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    Защита прав потребителей

    05.12.2025

    Что такое показатель долговой нагрузки

    05.12.2025

    Об итогах консультирования потребителей 04 декабря 2025 года в многофункциональных центрах.

    03.12.2025

    Об итогах проведения «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей транспортных услуг

    03.12.2025

    О консультирования потребителей в многофункциональных центрах

    01.12.2025

    Неожиданно списались деньги с карты?

    Регистрация и лицензирование деятельности

    15.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области сообщает об отмене государственных пошлин в рамках оказания услуг по лицензированию

    21.01.2025

    Обзор практики проведения процедуры  периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части  деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) за 2024 год

    21.01.2025

    Результаты периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

    01.07.2024

    Реестр уведомлений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) с 01.04.2024

    23.05.2024

    О предоставлении услуг Роспотребнадзора посредством ЕПГУ

    Организационная деятельность

    01.09.2025

    На коллегии Управления Роспотребнадзора по Новгородской области обсудили актуальные вопросы деятельности

    18.08.2025

    Мошенники вновь грозят проверками Роспотребнадзора!

    22.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области приглашает на работу специалистов!

    15.05.2025

    Важная информация для граждан, желающих заключить договор о целевом обучении

    30.04.2025

    О конкурсе на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе высшего образования (специалитет) по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» в рамках квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в Управлении Роспотребнадзора по Новгородской области

    Социально - Гигиенический Мониторинг

    16.07.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в первом полугодии 2025 года

    01.06.2025

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2024 году»

    21.01.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в 2024 году

    06.11.2024

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области за 9 месяцев 2024 года

    31.05.2024

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2023 году»