Итоги работы Управления по обращениям граждан в сфере предоставления финансовых услуг за 2024 год
За 2024 год в Управление поступило всего 259 обращений от граждан на нарушение их прав кредитными, микрофинансовыми, страховыми организациями, из них 80 обращений письменных, 204 обращений устных. За аналогичный период 2024 года поступило 54 письменных обращений.
В основном, граждане обращались по вопросам заключения и исполнения кредитных договоров, по нарушение прав потребителей страховых услуг. Чаще всего потребители жалуются на несправедливые условия договоров, на не предоставление необходимой и достоверной информации, навязывание дополнительных платных услуг, а также на мошеннические действия способствующие заключения кредитных договоров.
Кроме того, граждане сталкиваются с ситуацией, когда банк отказывается выдать кредит без заключения договора страхования, также заемщика часто не ставят в известность, что стоимость страховки включена в сумму кредита, не предоставляю необходимую и достоверную информацию о договоре страхования с инвестиционной составляющей. В последнее время на смену навязанной страховке приходит и другая практика, когда потребителя вынуждают приобрести «полис юридической защиты», «помощь на дороге» и т.п.
Однако, контрольные (надзорные) мероприятия Управлением не проводились и соответственно продавцы не привлекались к административной ответственности, так как постановлением Правительства РФ от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля» проводились только контрольно-надзорные мероприятия установлено, что в 2024 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся по исключительным основаниям (угроза причинения вреда здоровью).
А возбуждение дел об административных правонарушениях без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 не допускается.
В связи, с чем по результатам рассмотрения обращений гражданам давались разъяснения по законодательству о защите прав потребителей, в том числе о судебной защите прав потребителей и участие Управления в такой защите, проводились профилактические мероприятия.
Управлением в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» финансовым организациям было выдано 4 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.
На сайте Управления размещено 22 информационных материала в сфере финансовых услуг.
Управлением в пределах полномочий осуществлялась судебная защита прав потребителей. В связи с тем, что требования потребителей носили имущественный характер, и соответствующие споры подлежали рассмотрению исключительно в рамках гражданского судопроизводства Управлением за 2024 год по финансовым вопросам было дано 24 заключения (4-кредит, 17 -страхование, 3-финансы), рассмотрено- и удовлетворено 14 (страхование, из них 1-банк) заключений, присуждено- 942.8 тыс. руб. коп., из них моральный- 28.000 рублей; по банку взыскано 31, 4 тыс. руб., моральный-20,0 тыс. руб.
Управление обращает внимание граждан и предпринимательского сообщества: Роспотребнадзор осуществляет работу по ведению государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
На портале ГИР ЗПП размещены сведения о нормативной базе по защите прав потребителей, о нестандартной продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов (в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям»), о статистических наблюдениях в сфере защиты прав потребителей, о судебной практике по вопросам прав потребителей в различных сферах потребительского рынка, а также образцы претензий, исковых заявлений, многочисленные памятки и др. актуальная информация, претензии и иная актуальная обучающие видеоролики.
Консультации в сфере защиты прав потребителей можно получить:
— в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: 971-106, 971-083.
-в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12; тел. 77-20-38; 73-06-77
-по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
-в отделе МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24) консультации можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00.
Самостоятельная передача заявителем письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области, направление по почте или курьером осуществляется по адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14.
Обращения граждан в форме электронных сообщений направляются в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области путем заполнения специальной формы в разделе сайта Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и поступают в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.
Post Views: 828