Итоги работы Управления по обращениям граждан в сфере предоставления финансовых услуг за 9 месяцев 2019 года
За 9 месяцев
2019 года в Управление поступило 41 обращение от граждан на нарушение их прав
кредитными организациями и платежными агентами, из них 3 обращения на страховую деятельность, 33
обращения в сфере банковской деятельности, 5 обращений по микрофинансовым
организациям.
В число организаций, действиями которых были не удовлетворены
граждане, вошли следующие организации: ООО «Сетелем Банк», Акционерный банк «АК
БАРС» (ПАО), ООО «Санкт-Петербургский Городской Ломбард», АО «Российский
сельскохозяйственный банк», ПАО «Почта банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО КБ «Восточный», ПАО «Совкомбанк».
По
обращениям потребителей было проведено шесть
внеплановых проверок: в отношении АО «АК БАРС Банк» (ПАО), ПАО «Сбербанк
России» в ходе, которых нарушений прав потребителей не выявлено; в отношении ПАО
«Почта банк», ПАО КБ «Восточный», ПАО «Совкомбанк» по результатам которых были выявлены нарушения прав потребителя, По
результатам проверок в отношении ПАО «Почта банк», ПАО КБ «Восточный», ПАО
«Совкомбанк» составлены протоколы об административных правонарушениях.
Две
внеплановые документарные проверки были проведены по исполнению ранее выданных
Управлением предписаний, проверка проводилась в отношении АО «АК
БАРС», ООО «Сетелем Банк», по окончанию проверки в отношении ООО «Сетелем Банк»
составлены протоколы по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ, протоколы
направлены на рассмотрение в суд, проверка в отношении АО «АК Барс» без
выявления нарушений.
В ходе
рассмотрения заявлений потребителей возбуждено 4 дела об административных
правонарушениях в отношении АО «Россельхозбанк», ООО «Санкт-Петербургский
Городской Ломбард».
По материалам Прокуратуры Демянского района
составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении ООО МКК
«Капитал-Я», ООО МКК «Дисконт-Займ» по ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ.
За
не выполнение в установленный срок представлений об устранении причин и
условий, способствовавших совершению административного правонарушения в
отношение ООО
«Санкт-Петербургский Городской Ломбард» составлены протоколы об
административных правонарушениях по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.
Характер
выявленных нарушений:
— включение в кредитные договоры, договоры
банковского вклада условий ущемляющих права потребителей;
— не доведение до потребителя информации о дополнительных
платных услугах, о сроке действия договора,
о тарифах Банка на оплату страховой премии, о размере вознаграждения Банку за
осуществление компенсации расходов Банка на оплату страховой премии;
— договоры выполнены мелким шрифтом, что крайне затрудняет
визуальное восприятие текста
По окончанию мероприятий по
контролю в отношении исполнителей
финансовых услуг составлено 20 протоколов
об административных правонарушениях, общая сумма наложенных штрафов составила 140
тыс. рублей.
По результатам
проведения мероприятий по контролю финансовым организациям было выдано 4
предписания об устранении выявленных нарушений; и по результатам рассмотрения дела об
административном правонарушении- 4
представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению
административных правонарушений которые находится на контроле Управления.
В
Управление поступило обращение от
потребителя на навязывание
платных дополнительных услуг ПАО
«Почта Банк» при заключении
кредитного договора без согласия потребителя, Банк подключил и не предоставил
потребителю информацию о дополнительных платных услугах: «Круглосуточная помощь
на дороге» и «Подари лес другу», данные дополнительные платные услуги в
кредитный договор не включены, стоимость их нигде не была указана, кроме того
по мнению потребителя кредитный договор содержал условия , ущемляющие права потребителя.
По фактам, изложенным в обращении Управлением
была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Банка, в ходе
которой было установлено, что ПАО «Почта Банк» при заключении кредитного договора не
довело до сведения потребителей
необходимую и достоверную информацию,, обеспечивающую возможность правильного
выбора оказываемой услуги, а именно: об оказываемых
дополнительных услугах в заявлении о предоставлении кредита и кредитном
договоре, а также полную, достоверную,
однозначно понимаемую информацию о сроке
действия договора, что является нарушением статьи 10 Закона о защите
прав потребителей, части 2 статьи 7, п.9 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О
потребительском кредите (займе)»
Кроме того в кредитный договор были
включены условия, ущемляющие права потребителей, а именно: право Банка в
одностороннем порядке сократить срок действия договора, увеличить размер
процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить
комиссионное вознаграждение по операциям, отсутствие право выбора потребителя выразить
согласие на передачу или уступку Банком полностью или частично своих прав
(требований) по Кредиту и/или Договору третьим лицам, вне зависимости от
наличия у таких лиц лицензии на право осуществления банковской деятельности,
право Банка на безакцептное списание
денежных средств со счета заемщика.
За выявленные нарушения требований
действующего законодательства Банк привлечен к административной ответственности
по ч.1 и ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, также по итогам проверки было выдано предписание
об устранении выявленных нарушений, общая сумма наложенных штрафов составила 30
тыс. рублей. Банк, не согласившись с
вынесенным решением, обжаловал действия Управления в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением суда действия Управления признаны правомерными.
За дополнительными консультациями
необходимо обращаться:
• в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
• в Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38;
Работает Единый консультационный
центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону
8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском
и английском языках.
Используя
Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 177