ДТП за границей. Что нужно знать туристу и как защитить свои права.
В связи с появлением в
СМИ информации о туристах, пострадавших в ДТП в Доминиканской Республике, Роспотребнадзор
напоминает о том, что по всем вопросам, возникающих у потребителей туристских
услуг они могут обращаться на «горячую линию» Единого консультационного центра Роспотребнадзора по телефону
8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).
Особо отмечаем, что все
реальные и обоснованные расходы потребителей (на лечение, перевозку любым
видом транспорта, оказание юридических услуг, услуг переводчиков, услуг связи и
т.п.) должны быть компенсированы туроператором
(или страховой компанией) если чрезвычайное происшествие произошло в рамках услуг, включенных в турпродукт
(это как правило, перелет, размещение, трансфер, поездки с гидом-переводчиком и
т.п.). Возмещаются также убытки потребителей, связанные с утратой имущества. Кроме того, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда и снижения стоимости оплаченных услуг
(туристского продукта).
При
заявлении указанных требований предлагаем воспользоваться следующими
рекомендациями.
В соответствии со статьей 6 Закона «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» турист имеет право на обеспечение как личной безопасности так и сохранности своего имущества,
беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. Статья 7 Закона «О
защите прав потребителей» также предусматривает, что потребитель имеет право на
то, чтобы услуга при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни,
здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу
потребителя.
Статья 9 Закона «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» предусматривает, что туроператор
отвечает перед туристом или иным заказчиком за действия (бездействие) третьих
лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что
ответственность перед туристом или иным заказчиком несет третье лицо.
Указанное означает, что если ДТП произошло с участием иностранного перевозчика, услуги
которого включены в туристский продукт (в договоре указаны обязательства
туроператора по организации трансфера, автобусных туров, автомобильных
перевозок, иных поездок), то к
туроператору могут быть заявлены требования, предусмотренные Законом «О защите
прав потребителей».
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу
потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуг, подлежит возмещению исполнителем соответствующих услуг в полном объеме
в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей». Право
требовать возмещения такого вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных
отношениях с исполнителем услуги или нет.
В связи с тем, что каждый турист, как правило, обладает страховкой от рисков, связанных с
совершением путешествия, он имеет право обратиться в страховую компанию за
соответствующими выплатами, которые могут касаться компенсации следующих затрат:
— на оплату медицинской
помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны
временного пребывания;
— на оплату медицинской
эвакуации.
Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки
туриста.
Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами,
то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи,
одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.
Кроме
того, на основании статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» пострадавший
вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги.
Роспотребнадзор
обращает внимание потребителей, что выплаты, связанные с возмещением вреда и
перерасчетом стоимости турпродукта, не лишают туриста права требовать от
туроператора возмещения упущенной выгоды
и (или) морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется
судом, исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда.
Иск
о защите прав потребителей можно подать
в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту
нахождения ответчика либо по месту заключения договора. При обращении с иском в
суд потребители освобождаются от уплаты
государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при
цене иска менее 1 миллиона рублей).
Что
касается фактического восстановления нарушенных прав российских туристов, то
следует отметить, что по данным Верховного Суда Российской Федерации в целом
потребителям туристских услуг в год присуждается порядка полумиллиарда рублей.
Справочно:
Роспотребнадзор активно поддерживает российских граждан в судах. Каждое десятое
дело в указанной сфере рассматривается при непосредственном участии должных лиц
Федеральной службы. Так, в 2019 года при содействии территориальных органов
Роспотребнадзора в пользу туристов было подано более 300 исков, а также дано
около 400 заключений в судах. При этом в пользу потребителей было взыскано на
15 % больше денежных средств, чем в 2018 году.
Если
потребителям будет отказано в удовлетворении законных требованиях со стороны
туроператора, то Роспотребнадзор рассмотрит возможность подачи группового иска
в защиту потребителей туристских услуг в рамках нового полномочия, которым Служба
была наделена с 1 октября 2019 года (в связи с внесением изменений в подпункт 7 пункта 4 статьи 40 Закона
Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Роспотребнадзор
информирует, что ситуация с защитой потребительских прав российских туристов
остается на постоянном контроле.
Консультацию и практическую помощь по
вопросам защиты прав потребителей можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106,
971-117;
• в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38
Дополнительно информируем, что функционирует Государственный
информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе
размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты
прав потребителей.
Post Views: 121