Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по защите прав потребителей за 2020 год
Наряду с применением административных мер в 2020 году
Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области (далее — Управление)
осуществлялась судебная защита прав потребителей. Не за все нарушения
законодательства о защите прав потребителей
предусмотрена административная ответственность (например, отказ в
возврате денег, нарушены сроки рассмотрения требований и т.д.), судебная защита
прав потребителей подразумевает снижение административных барьеров в
предпринимательской деятельности, а также увеличение соответствующей
гражданской ответственности за нарушения в области защиты прав потребителей, поэтому
занимает особое место в деятельности Управления по защите потребительских прав
граждан.
В соответствии с пунктами 4, 5
статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее-Закон №2300-1) должностные лица органа
государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав
потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей,
участвовать в судах для дачи заключения по делу в целях
защиты прав потребителей.
Управлением подведены итоги судебной практики по
вопросам защиты прав потребителей за 2020 год.
Наиболее распространенной формой участия Управления в
защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в
процесс для дачи заключения по делу в
целях защиты прав конкретных потребителей на основании и в порядке,
установленном взаимосвязанными положениями статьи 47 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 40
Закона №2300-1.
В 2020 году Управлением было дано 186
заключений по делам в целях защиты прав потребителей, что на 21,6 % больше по
сравнению с 2019 годом (2019 г.-153 заключения) и почти в 2 раза больше, чем в 2018
г. (98 заключений). Из 120 рассмотренных судебных дел требования потребителей
удовлетворены по 108 делам (90%), присуждено в пользу потребителей более 8 млн.
руб. (8375,8 тыс. руб.), из них компенсация морального вреда составила 244,7 тыс. руб.
Структура заключений по гражданским делам
показала, что как и в 2019 году большая
их часть (122 заключения, что составило 66%) приходилась по делам в сфере
предоставления услуг (выполнения работ).
Из них наибольшее количество
заключений было дано в следующих сферах:
- бытовое обслуживание населения — 31 заключение
(25,4%), присуждено потребителям 1135,5 тыс. руб., из них в счет
компенсации морального вреда 41,5 тыс. руб.
- деятельность на финансовом рынке (банковская, страховая деятельность) — 30 заключений
(24,6%), присуждено потребителям 514,2 тыс. руб., моральный вред- 12,0 тыс. рублей;
- туристские услуги- 16 заключений (13%), присуждено в пользу потребителей
766,3 тыс. руб., из них компенсация морального вреда составила17,5 тыс.
руб.;
- жилищно-коммунальные услуги — 14 заключений (11,5%),
присуждено потребителям 224, 2 тыс.
руб., моральный вред-6,5 тыс. руб.
В сфере розничной торговли, как и в 2019 году было дано 64 заключения (34%),
однако сумма, присужденная в пользу потребителей увеличилась почти в 4 раза,
присуждено более 4 млн. руб. (4370,5 тыс. руб.), из них компенсация морального
вреда составила 89,2 тыс. руб. В сфере торговли на нарушения прав
потребителей при заключении договоров с
использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения) было
дано 20 заключений (31,0%), присуждено потребителям 926,4 тыс. руб., из них
моральный вред составил 35,5 тыс. руб.
В защиту прав потребителей подан 71 иск, число
обращений в суд в защиту прав потребителей по сравнению с 2019 годом (33 иска) выросло
почти в 2 раза, из них в защиту
конкретного потребителя подано 54 иска, количество поданных исков увеличилось в
2,6 раз (2019 г.-21 иск), в защиту прав неопределенного круга потребителей подано
17 исков, увеличение в 1,4 раза (2019 г.-12 исков).
В сфере торговли подано 37 исков, большинство
составили иски преимущественно из-за нарушений прав потребителей при
дистанционной торговле (25 исков или 68,
0%), в сфере услуг подано 34 иска. В
структуре исков в сфере оказания услуг на первом месте бытовые услуги-19 исков
или 56%. На нарушения прав потребителей при оказании туристских услуг подано 9
исков или 26,0%, культурно-развлекательных мероприятий — 4 иска (11,8%); при
оказании финансовых услуг и услуг ЖКХ подано по одному иску.
Из 46 рассмотренных исков в интересах конкретных
потребителей, требования Управления и потребителей удовлетворены по 43 искам
(93,5%), в пользу потребителей присуждено 3342,5 тыс. руб., из них компенсация
морального вреда составила 91, 0 тыс. руб.
Средняя взысканная сумма на один удовлетворенный иск
составила 77,7 тыс. рублей.
Из
16 рассмотренных исков в интересах неопределенного круга лиц о признании информации о порядке и способах
дистанционной продажи никотиносодержащей продукции (12 исков), алкогольной продукции
(4 иска), содержащейся в сети Интернет, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации, требования Управления удовлетворены.
Примеры:
1. Управление
было привлечено к участию в деле для дачи заключения по иску потребителя С. к
индивидуальному предпринимателю Н. о взыскании денежных средств за не
исполнение договора на оказание услуг по изготовлению и монтажу лестницы в
установленный договором срок. Решением мирового судьи требования
потребителя были удовлетворены частично
и принято решение о взыскании с индивидуального предпринимателя в пользу
потребителя денежных средств, уплаченных по договору в размере 19000 руб.,
неустойки в размере 38000 руб., компенсации морального вреда в размере 1000
рублей, а также штрафа за
несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя в
сумме 29000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб. Итого
размер присужденной суммы потребителю составил 92 000 руб.
2. Управление было привлечено к участию
в деле для дачи заключения по иску потребителей к исполнителю о возмещении
материального ущерба, причинённого в результате залития жилого помещения. Решением
мирового судьи судебного участка № 34 Новгородского судебного района
Новгородской области принято решение об утверждении мирового соглашения, по
условиям которого исполнитель обязуется уплатить денежные средства в размере
53729 руб.
3.Управление
было привлечено мировым судьей к участию в гражданском деле в качестве
государственного органа для дачи заключения по делу в целях защиты права
потребителя Б. по иску к авиакомпании о взыскании денежных средств за билеты на рейс
в связи с отказом от полета из-за
болезни потребителя. Решением мирового судьи в пользу потребителя
с авиакомпании взыскана денежная сумма, уплаченная за билеты в размере 14 048 руб.,
неустойка в размере 12502, 72 руб., компенсация морального вреда в размере 5000
рублей, а также штраф за
несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя в
сумме 15 775,36 руб., итого размер присужденной суммы потребителю составил
47326 руб. 08 коп. Авиакомпания не согласилась с решением суда и подала
апелляционную жалобу в Новгородский районный суд Новгородской области.
Апелляционным определением указанного суда решение мирового судьи оставлено без
изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения (указанное определение
вступило в законную силу).
4. Управление обратилось к Мировому судье судебного участка № 14 Новгородского
судебного района Новгородской области с исковым заявлением в защиту прав
потребителя к исполнителю бытовых услуг в связи с неисполнением обязательств в
установленный договором срок с требованиями о расторжении договора на оказание услуг по изготовлению, демонтажу и установке окон
пластиковых с подоконниками и отливами, о взыскании с исполнителя уплаченных денежных средств по договору в размере
22 000 руб., неустойки за нарушения срока окончания работ, компенсации
морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от
суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Решением мирового судьи
требования потребителя было
удовлетворено и принято решение о взыскании с исполнителя в пользу потребителя
денежных средств в сумме 84 900 руб., в том числе взыскана стоимость уплаченных
денежных средств за неоказанную услугу, неустойка, компенсация морального
вреда, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования
потребителя.
5.. Потребителем на сайте
Интернет-магазина была заказана игровая приставка, при получении которой было установлено, что вместо игры, предложенной на сайте, ему была доставлена другая, не
соответствующая образцу. На требование потребителя о замене товара продавец признал ошибку, однако
заменить на товар соответствующий
описанию отказался, ссылаясь на то, что у них нет услуги обмена товара. Управление
обратилось в Мировой суд с исковым заявлением об обмене товара на
соответствующий образцу и компенсации морального вреда. Решением Мирового судьи
требования потребителя были
удовлетворены частично и принято решение обязать продавца произвести обмен игровой приставки на
приставку соответствующую образцу, представленному на сайте, взыскать
компенсацию морального вреда в размере
1000 руб., штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований
потребителя в размере 500 руб.
Дополнительно информируем,
что в соответствии с п. 6. ст. 13 Закона
при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом,
суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной
организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за
несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от
суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
По вопросам судебной защиты прав потребителей, в том числе об
участии Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в судебной защите
прав потребителей можно обращаться по телефонам:
— Общественная приемная Управления по телефонам
971-106, 971-117;
— Центр по информированию и консультированию
потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской
области» по телефонам 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр,
который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43
(звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях
потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru
каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
В рамках проекта «МФЦ – новые
возможности» всем категориям граждан (независимо от их социального положения,
статуса, места проживания на территории Новгородской области) предоставлена
возможность получить консультации «из первых рук» от специалистов Управления Роспотребнадзора,
обсудить напрямую проблемы и вопросы посредством видеосвязи. Онлайн консультирование проводится
еженедельно по четвергам с 10.00 до 13.00, для консультации необходимо
обратиться в один из центров «Мои Документы»: подать заявку и принять участие в
онлайн-консультации вам помогут специалисты МФЦ (при обращении необходимо
предъявить документ, удостоверяющий личность).
Post Views: 196