Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи товара
В
настоящее время среди потребителей актуальность приобретает продажа товаров
дистанционным способом. При приобретении товара дистанционным способом
необходимо знать про условия и особенности такого способа продажи товаров. Что
же такое продажа товара дистанционным способом?
Продажа
товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной
купли – продажи заключенному на основании ознакомления покупателя с
предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов,
буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и
других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного
ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого
договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ, ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»).
Основные
положения дистанционной торговли регулируются ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав
потребителей» и п.п. 12-27 «Правил продажи товаров по договору розничной купли
– продажи» утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
(далее – Правила № 2463).
Потребителю
до заключения договора купли-продажи при дистанционном способе продажи товара
должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах
товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о
полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях
приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном
сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует
предложение о заключении договора.
В
соответствии со ст. 26.1.Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе
отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в
течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара
надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки
товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с
момента передачи товара.
Возврат
товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид,
потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия
покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего
факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие
доказательства приобретения товара у данного продавца. Потребитель не вправе
отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные
свойства, если указанный товар может быть использован исключительно
приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец
должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за
исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара,
не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем
соответствующего требования. Расходы на осуществление возврата суммы,
уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за
товар ненадлежащего качества, несет продавец. В других случаях распределение
указанных расходов определяется офертой (п. 23 Правил № 2463).
Оплата
товара потребителем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного
продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат
уплаченной потребителем суммы при возврате потребителем товара как надлежащего,
так и ненадлежащего качества (п. 24 Правил № 2463).
В
случае, если в приобретенном дистанционным способом товаре имеются недостатки
потребитель вправе предъявить к продавцу все предусмотренные законодательством
требования, что и при обычной покупке товара (п.5 ст. 26.1 Закона «О защите
прав потребителей»). Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»
потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были
оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
— потребовать замены на товар этой же марки
(этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
—
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; — потребовать
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом
потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных
ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в
сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих
требований потребителя.
В
соответствии с п.5 Правил №2463 в случае поступления претензии потребителя
продавец направляет ему ответ в отношении заявленных требований. На основании
изложенного рекомендуем свои требования излагать в письменном виде (претензия
оформляется в двух экземплярах, один направляется в адрес продавца, второй
остается у потребителя)
В
случае, если продавец откажется добровольно удовлетворить требования
потребителя в отношении некачественного товара, приобретенного дистанционным способом, то в
соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» потребитель
вправе предъявить иск в суд. Иски о защите прав потребителей могут быть
предъявлены по выбору истца в суд по месту: — нахождения организации-ответчика;
— жительства или пребывания истца; — заключения или исполнения договора. В
соответствии с п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» при обращении с
иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по
делам, связанным с нарушением их прав. За несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя судом взыскивается штраф в размере
пятидесяти процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Гражданское
законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип —
защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Управление
Роспотребнадзора по Новгородской
области, используя свои полномочия, осуществляет судебную защиту потребителей.
Консультации в сфере защиты прав потребителей можно получить:
— в
Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по телефонам: 971-106, 971-083;
-в Центре по информированию и
консультированию потребителей по адресу:
г. Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,10,12; тел. 77-20-38; 73-06-77;
-по телефону Единого
консультационного центра Роспотребнадзора, который функционирует в
круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок
бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
-в
отделе МФЦ по г. Великому Новгороду
(адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24)
консультации можно получить каждый первый четверг месяца с 10-00 до 17- 00;
Самостоятельная
передача заявителем письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по
Новгородской области, направление по почте или курьером осуществляется по
адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14.
Обращения граждан в форме электронных
сообщений направляются в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области
путем заполнения специальной формы в
разделе сайта http:// www.53.rospotrebnadzor.ru Управления
Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и поступают в общественную
приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области.
Дополнительно
информируем, что для того, чтобы в полной мере реализовать свое право
потребителей на получение консультативной помощи, функционирует Государственный
информационный ресурс для потребителей (ГИС ЗПП). Каждый потребитель может
ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами
претензионных и исковых заявлений. На ресурсе размещена вся информация о
судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 198