Об итогах проведения совместной телефонной «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при предоставлении платных медицинских услуг.
Специалисты Управления Роспотребнадзора по
Новгородской области совместно с Центром
информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области», 13
апреля 2023 года провели «горячую линию» в целях защиты прав граждан
при предоставлении медицинскими организациями платных медицинских услуг.
В ходе мероприятия на «горячую линию» Управления и
территориальных отделов обратилось 7 жителей
городов и районов области.
Платные медицинские услуги оказываются населению в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» от 04.10.2012 года № 1006. К платным медицинским услугам относятся дополнительные к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи услуги, оказываемые лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
В числе заданных
потребителями вопросов содержались основные нарушения хозяйствующих субъектов,
предоставляющих платные медицинские услуги населению:
-договоры оформляются, в основном, только чеком
(отсутствие простой письменной формы);
— в договорах содержится неполная информация о правах
и обязанностях сторон;
— в договорах отсутствуют необходимые сведения
(реквизиты) об исполнителе;
— чек (квитанция) оформляются единой суммой без
разбивки по видам услуг, оказанных потребителю и др.
— условия, ограничивающие право пациента на отказ от
исполнения договора, в частности предусматривается удержание медицинским
учреждением всей денежной суммы, уплаченной по договору, что является
нарушением статьи 782 ГК РФ и статьи 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
— основания освобождения от ответственности:
прекращение лечения по инициативе Заказчика; возникновение аллергии или
непереносимости препаратов и стоматологических материалов, разрешенных к
применению. Указанные основания не являются законными и существенно нарушают
права пациента.
Обращаем
внимание потребителей!
При
обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору
потребовать (ст. 29 Закона РФ «О Защите прав потребителей»):
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
- Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании
услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный
договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.
- Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об
оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной
услуги или иные существенные отступления от условий договора.
- Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков,
причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения
договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением
обязательства по данному договору (ст.32 Закона РФ «О защите прав
потребителей).
Обращаем Ваше внимание, что учитывая
специфику медицинских услуг, в результате потребителю может быть причинен вред
здоровью и жизни, который подлежит
возмещению исполнителем независимо от вины, в порядке предусмотренном статьями
1095-1098 ГК РФ.
На основании статьи 14 Закона РФ «О защите
прав потребителей» вред, причиненный здоровью потребителя вследствие
конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги,
подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещение вреда,
причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим
независимо от того, состоял он в договорных отношениях или нет.
В случае отказа медицинского учреждения
добровольно удовлетворить требования, потребитель
вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ «О защите прав
потребителей»), дополнительно предъявив требование о компенсации морального
вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Исковое заявление подается в суд по месту:
нахождения организации; места жительства или пребывания потребителя, заключения
или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
За дополнительными консультациями
обращаться:
— в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора
по Новгородской области по адресу: г. В.Новгород, ул. Германа, д.14, каб.101,
тел.971-106, 971-083;
— в Центр по информированию и консультированию
потребителей по адресу: г. В.Новгород, ул. Германа, д.29а, каб. 5,10.12, тел.
77-20-38, 73-06-77.
Работает Единый консультационный центр, который
функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43
(звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском
языках.
Дополнительно информируем, что функционирует
Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. На ресурсе
размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты
прав потребителей.