Управление Роспотребнадзора по Новгородской области

Единый консультационный центр Роспотребнадзора

8 800 555 49 43

круглосуточно звонок бесплатный


Прием обращений граждан

Рекомендации потребителям: Как вернуть некачественный товар

Если Вы приобрели товар – любой товар от часов или молока до автомобиля или квартиры — и обнаружили в нем недостаток, Вам следует совершить ряд простых действий с целью защиты своих прав. Но для начала, следует разобраться, что такое «недостаток» товара, ведь именно при наличии недостатка потребитель вправе отказаться от товара.

Какие действия следует совершить потребителю при обнаружении недостатка?

  1. Фиксация недостатка (процедура доказывания)

Если, к примеру, вскрыв упаковку в присутствии продавца, Вы обнаружили недостаток, то об этом сразу же следует заявить продавцу, который заменит товар. Если же Вы вскрыли упаковку товара уже за пределами магазина и обнаружили недостаток, его сразу же следует зафиксировать. Это может быть достигнуто посредством фотосъемки (на любой носитель) и составлением акта за подписью свидетелей. Свидетелями могут быть как чужие лица, так и члены Вашей семьи. Однако, заручившись их показаниями и поддержкой, Вы должны быть уверены в том, что они будут готовы подтвердить свои показания в случае, если Вы в дальнейшем будете вынуждены обратиться в суд. Эти предосторожности особенно важны в случае обнаружения механического дефекта. Говоря о процедуре доказывания, следует упомянуть о таком понятии, как «гарантийный срок». Гарантийный срок — это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить требования потребителя, установленные Законом «О защите прав потребителей». Установление гарантийного срока является правом продавца (изготовителя), а не обязанностью!
Проще говоря, наличие гарантийного срока влияет лишь на распределение бремени доказывания между потребителем и продавцом. Если гарантийный срок установлен – экспертиза проводится продавцом и за его счет, если гарантийный срок отсутствует – потребителем. Поэтому, если на приобретенный Вами товар гарантийный срок не установлен, то прежде чем приступать к исполнению следующего пункта, необходимо провести экспертизу. Экспертиза проводится с целью определения причины возникновения недостатка. Если в ходе экспертизы установлено, что это производственный недостаток, приступаем к выполнению пункта 2. Если же причина недостатка – действия потребителя (механическое повреждение, несоблюдение условий эксплуатации), то к продавцу отправляться не с чем.

Впрочем, прежде чем проводить экспертизу стоит попробовать обратиться к продавцу, поскольку бывают случаи возврата денег за товар и без заключения эксперта. Такое обращение лучше совершать устно, поскольку при негативном настрое продавца письменно оформленная претензия без соблюдения процедуры по доказыванию (речь идет о случаях, когда гарантийный срок истек или не установлен) даст продавцу формальное основание для отказа.

  1. Предъявление требования.

Итак, когда Вы собрали все необходимые документы, подтверждающие наличие недостатка в товаре (работе), заручились показаниями свидетелей, Вы обращаетесь к продавцу (исполнителю) с требованием – с письменной претензией. Эта мера рекомендательная, но с практической точки зрения обращение с письменной претензией необходимо.

Прежде чем предъявить претензию проверьте, является ли Ваш продавец действующим юридическим лицом, не находится ли он в процессе реорганизации или ликвидации! Это можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы, указав ИНН или ОГРН или наименование юридического лица. Если организация находится в процессе реорганизации или ликвидации, Вы можете заявить о себе, как о кредиторе этого юридического лица, встав в очередь взыскателей. На сайте Вестник государственной регистрации Вы сможете узнать адрес и сроки подобного обращения.

  1. Ожидание и/или проверка качества товара.

В зависимости от того, какое требование Вы предъявили продавцу Законом о защите прав потребителей установлены различные сроки для удовлетворения этих требований.
Требование о возврате денег или уменьшении стоимости товара рассматривается с течение 10 календарных дней с момента вручения претензии. Таким образом, как Вы видите, здесь немаловажен момент вручения претензии, а он доказывается только отметкой продавца о получении претензии или почтовой квитанцией и уведомлением о вручении.
Требование о замене товара подлежит удовлетворению в течение 7 дней. Но, если продавец решит провести проверку качества и/или экспертизу, то срок рассмотрения претензии увеличивается с 7 до 20 дней! Учитывая эти сроки, я рекомендую обращаться к продавцу всегда с письменным требованием о возврате денег, а устно можно сказать, что Вы согласны на замену.
Требование об устранении недостатков (ремонт товара) удовлетворяется в срок, предусмотренный письменным соглашением, который не должен превышать 45 дней. Однако на практике продавцы или сервисные центры не спешат указывать срок письменно и ссылаются все на те же 45 дней. Однако, если срок не указан письменно, недостаток в товаре должен быть устранен незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа.

После того, как Вы заявили требование продавцу, Закон о защите прав потребителей обязывает его принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. На практике термин «проверка качества» часто заменяется на «диагностику». Если по результатам проверки качества спор о недостатке между продавцом и покупателем сохраняется, продавец обязан провести экспертизу. Потребитель вправе присутствовать как при проведении проверки качества, так и экспертизы.

Проведение проверки качества и/или экспертизы товара не предоставляет продавцу дополнительных сроков на рассмотрение претензии. Напротив, в Законе о защите прав потребителей сказано, что проверка качества и экспертиза проводятся в сроки, отведенные на рассмотрение заявленного требования.

  1. Получение денег или дальнейшая защита своих прав.

После окончания срока рассмотрения претензии возможно 2 варианта развития событий. Первое, это удовлетворение требования потребителя, возврат товара и денег. Второе – отказ в удовлетворении требований. В этом случае не стоит опускать руки и дарить продавцу свои деньги, оставив у себя на руках бракованный товар.

  1. Обращение с жалобой в Роспотребнадзор.

В случае неудовлетворения Вашего требования либо не рассмотрения претензии Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор с приложением всех подтверждающих Ваши доводы документов. Специалисты Роспотребнадзора при рассмотрении обращения дадут оценку действиям продавца по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, а при наличии оснований применят к продавцу меры в пределах своей компетенции.

Обратите внимание, что обязание удовлетворить Ваше требование в полномочия Роспотребнадзора не входит! Он может лишь посодействовать в рамках рекомендательных мер в досудебном урегулировании спора. Ответ на Вашу жалобу Роспотребнадзор обязан дать в течение 30 дней.

  1. Обращение в суд.

Обращение с иском о защите прав потребителя в суд является крайней мерой. Однако с развитием правовой грамотности среди населения, в особенности в сфере защиты прав потребителей, для многих людей обращение в суд с подобными исками стало обычным делом. Помимо того, при удовлетворении требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, суд присуждает в пользу потребителя неустойку, компенсацию морального вреда, убытки, а также штраф в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:

— в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106, 971-083;

— в Центр по информированию и консультированию потребителей  ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону 77-20-38, 73-06-77;

— Управление Роспотребнадзора по Новгородской области напоминает потребителям финансовых услуг о том, что в г. Зеленограде открыта круглосуточная постоянная горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг. Граждане, проживающие в любых регионах могут задать свои вопросы круглосуточно по телефону (звонок бесплатный):  8 800-100-29-26;

— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный),  без выходных дней на русском и английском языках;

Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Кроме того, для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений в баннере «Справочник потребителя».

 

  •  

    Санитарный надзор

    09.10.2024

    Роспотребнадзор напоминает о необходимости установления санитарно-защитных зон

    19.07.2024

    Роспотребнадзор разработал методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке организованных групп детей

    19.07.2024

    О внесении изменений в санитарные правила, устанавливающие требования к деятельности хозяйствующих субъектов,  оказывающих  медицинские услуги, к предоставлению бытовых услуг и к деятельности организаций социального обслуживания населения

    03.04.2024

    О соблюдении прав жильцов многоквартирного дома при сдаче квартиры в краткосрочный наем

    29.01.2024

    Вниманию юридических лиц! Началась радиационно-гигиеническая паспортизация организаций

    Эпидемиологический надзор

    05.11.2024

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    21.10.2024

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости гриппом и ОРВИ и мерах профилактики

    16.10.2024

    Об итогах работы горячей линии по профилактике гриппа и ОРВИ

    15.10.2024

    Итоги сезона активности клещей. Октябрь – время вакцинации против клещевого энцефалита.

    15.10.2024

    Об участии в заседании  санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве Новгородской области

    Защита прав потребителей

    08.11.2024

     «Горячая линия» о цифровой маркировке товаров

    08.11.2024

    Как правильно заключить договор туристических услуг и на что обратить внимание при заключении договора.

    06.11.2024

    Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по защите прав потребителей за  девять месяцев 2024 года.

    05.11.2024

    «Хороший» и «плохой» кредит – в чем разница

    05.11.2024

    Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей

    Регистрация и лицензирование деятельности

    01.07.2024

    Реестр уведомлений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) с 01.04.2024

    23.05.2024

    О предоставлении услуг Роспотребнадзора посредством ЕПГУ

    11.04.2024

    О прекращении действия лицензии

    03.04.2024

    О лицензировании деятельности по оказанию услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

    14.03.2024

    Внимание субъектов предпринимательской деятельности!  Об изменении порядка приема уведомлений о начале отдельных видов предпринимательской деятельности  

    Организационная деятельность

    01.11.2024

    В Управлении Роспотребнадзора состоялось заседание коллегии

    27.09.2024

    Проведена акция «День открытых дверей для предпринимателей»

    20.09.2024

    25 сентября — день открытых дверей для предпринимателей

    18.09.2024

    Мошенники грозят проверками Роспотребнадзора!

    29.08.2024

    Об обращениях граждан, поступивших в адрес Управления Роспотребнадзора по Новгородской области за 6 месяцев 2024 года

    Социально - Гигиенический Мониторинг

    06.11.2024

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области за 9 месяцев 2024 года

    31.05.2024

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2023 году»

    17.04.2024

    Сведения о результатах токсикологического мониторинга за 1 квартал 2024 года

    15.01.2024

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в 2023 году

    01.08.2023

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в первом полугодии 2023 года