Итоги надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей услуг связи за 9 месяцев 2019 года
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области (далее- Управление) в пределах установленных
полномочий осуществляет надзор за деятельностью операторов связи.
В 2019 году в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области с
жалобами на действия операторов связи поступило 73 обращения, 6 из них
направлено по подведомственности в Управление Роскомнадзора по Новгородской
области.
Количество обращений в области оказания услуг связи
увеличилось в 1,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2018
г.- 65).
В целях объективного и всестороннего рассмотрения
обращений Управлением проведены 5 предварительных проверок поступившей
информации.
За 9 месяцев 2019 года в отношении организаций, оказывающих различные виды услуг связи
Управлением проведено 6 внеплановых проверок по жалобам потребителей.
Управлением
Роспотребнадзора по Новгородской области по результатам проверок составлено 4
протокола об административных правонарушениях, по следующим составам КОАП РФ:
14.4 ч.1 КоАП РФ, 14.8 ч.1,ч.2 КоАП РФ, вынесено 4
постановления о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных
штрафов составила 45,0 тыс. рублей.
В ходе проведения внеплановых проверок выявлены нарушения
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав
потребителей», Правил оказания соответствующих услуг связи и иных
нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере связи.
Характер выявленных нарушений выразился в следующем:
— подключение
дополнительных услуг без согласия абонента,
— изменения
договора в одностороннем порядке,
— не доведение
до потребителя информации о дополнительных услугах.
Так по обращению потребителя
проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении оператора связи ПАО
«МТС».
Как следует из обращения потребителя, потребителю в одностороннем порядке оператор связи сменил тарифный
план.
При смене оператором связи тарифного плана произошло
изменение не только действующих тарифов, ценовых условий, но и изменение
существенных условий договора, а именно системы оплаты услуг телефонной связи.
Пунктом 47 Правил
№1342 изменение договора осуществляется в
письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и
порядок осуществления которых определяются договором.
Согласно п.3.2.
неотъемлемой частью Договора является выбранный Тарифный план, Технические
требования и значения показателей качества оказания услуг связи по передаче
данных и телематических услуг связи,
перечень лицензий Оператора, а также условия оферт, принятых Абонентом в
порядке и на условиях, установленных Оператором.
Из анализа Договора
следует, что оператором связи не предусмотрены конкретные конклюдентные
действия, совершая которые, абонент выражает согласие или несогласие с
изменением условий договора.
Ввиду того, что
оператором связи внесены изменения в части системы оплаты связи, в соответствии
с пунктом 17.2 Условий и п.47 Правил оказания услуг телефонной связи изменение
договора должно было быть оформлено в письменной форме, так как оператором
связи не предусмотрены конкретные конклюдентные действия, совершая которые
абонент выражает согласие или несогласие с изменением условий договора.
Согласно п.1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора
возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом,
другими законами или договором.
Согласно
п.1 ст.28 Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 г.№126-ФЗ п.29
Правил №1342
тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для
оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются,
оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен
законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем изменение тарифного плана с одного на и другой
повлекло изменение системы оплаты услуг телефонной связи.
Таким образом, оператор связи оказал потребителю (абоненту)
услуги не соответствующие требованиям п.п. 24, 47 Правил №1342.
Кроме того, при рассмотрении обращений установлено,
что граждане обращаются непосредственно в Управление, без обращения
(предъявления претензии) к оператору связи. В связи, с чем напоминаем
потребителям, для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых
нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки,
необходимым условием являться факт, того что до обращения в Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к
юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было
рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
В связи с тем, что законодательством о связи, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено
обращение потребителя к исполнителю (оператору связи) за защитой нарушенных
прав, в связи, с чем потребителю необходимо до обращения в Управления
обращаться с письменной претензией в адрес оператора связи.
Претензии
предъявляются в следующие сроки:
1) в течение
шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня
выставления счета за оказанную услугу связи — по вопросам, связанным с отказом
в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением
обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, либо
невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи (за
исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);
2) в течение
шести месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового
перевода денежных средств — по вопросам, связанным с недоставкой,
несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления,
невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;
3) в течение
месяца со дня подачи телеграммы — по вопросам, связанным с недоставкой,
несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы,
изменяющим ее смысл.
К претензии
прилагаются копия договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего
факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения и тому подобные)
и иные документы, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в
которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении
обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления
претензии о возмещении ущерба — о факте и размере причиненного ущерба.
Рассмотрение претензии
или жалобы абонента осуществляется в порядке, установленном законодательством
РФ.
Претензия подлежит регистрации оператором связи не
позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии
обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо,
предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа
на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой
электронной подписью, если такая форма указана в претензии.
При отклонении претензии полностью или частично либо
неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки Вы вправе
предъявить иск в суд.
За
дополнительными консультациями обращаться:
• в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
• в Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38.
Работает Единый консультационный центр, который
функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49
43 (звонок бесплатный), без
выходных дней на русском и английском языках.
Используя Государственный информационный ресурс для
потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 145