Виды банковских карт и их классификация
Банковская
карта — это индивидуальный платежный инструмент для выполнения тех или иных
видов банковских операций (платежи, перевод средств и т.п.).
В современном
мире мы часто начали сталкиваться с понятием виртуальная карта, бонусная карта
и т.д.
Давайте
разберемся, что такое банковская карта и какие они бывают.
Классификация банковских карт
Все банковские
карты классифицируются по территориальным возможностям их применения, по
принадлежности средств на карте, по назначению, по классу (или уровню) карты —
это главные различия банковских карт.
Классификация карт по территориальному
действию
Карты
различаются по территориальности их применения на локальные, международные и
виртуальные.
Локальные
карты — это карты для выполнения операций в пределах системы
банка-эмитента. В более широком смысле — в пределах одной страны (в пределах
национальной платежной системы, например, в России — это система «МИР»).
Международные
карты — это карты международных платежных систем, наиболее популярными из
которых являются «Виза» и «Мастеркард». Пригодны для выполнения большинства
типичных операций по всему миру (что, впрочем, следует из их названия).
Виртуальные
карты — это карты, предназначенные исключительно для операций внутри сети
интернет.
Классификация
по принадлежности средств на карте.
По
принадлежности средств на карте карты делятся на дебетовые, кредитные и
предоплаченные.
Дебетовые
карты — средства на такой карте принадлежат только вам, и вы полностью распоряжаетесь
ими, как вам заблагорассудится. Иногда на средства, находящиеся на счету,
платятся проценты, иногда нет. Разрешены ли все операции или некоторые из них
ограничен, зависит от банка, выпустившего карту, и от ее уровня (см. ниже).
Дебетовые
карты с овердрафтом — некий гибрид дебетовой и кредитной карты: средства на
карте принадлежат вам, но при исчерпании этих средств, банк автоматически
открывает вам кредит (на какую-то определенную, заранее оговоренную в договоре
сумму) и вы можете совершать по этой карте операции «в минус», т.е. карта из
дебетовой становится кредитной.
Кредитные
карты — деньги на такой карте принадлежат банку, но вы можете распоряжаться
ими для совершения операций (в том числе и без уплаты процентов в течение
какого-то периода) согласно условиям договора с банком.
Предоплаченные
карты — это карты, на которых на момент их покупки уже находится какая-то
сумма, (по сути — это дебетовая карта), но расчеты по ней выполняются от лица
банкаэмитента (не от вашего лица). Как правило, такие карты имеют ограниченный
срок действия, их нельзя продлить или пополнить, или снять с них деньги. Пример
предоплаченной банковской карты — это подарочные банковские карты или для
оплаты топлива на определенном бренде АЗС, для расчета в определенном магазине
(сети магазинов).
Классификация карт по назначению
По назначению
карты разделяются на личные, зарплатные, корпоративные и обезличенные
(предвыпущенные).
Личные
карты заводятся вами самостоятельно, и выбор ее вида (как и банка ее
выпустившего, и платежной системы, и других параметров) зависит от ваших
потребностей и определяется только вами, исходя из ваших личных соображений.
Зарплатные
(социальные, молодежные, пенсионные и т.п.) карты выдаются сотрудникам
организаций в рамках зарплатных проектов. Вид этой карты выбирается
организацией, которая заключает с банком договор об обслуживании. Как правило,
это карты начального уровня, поскольку такие карты более дешевы в обслуживании.
Корпоративные
карты — средства на таких картах принадлежат организациям, заключившим
договор с банком. Выдаются сотрудникам организации для оплаты текущих служебных
расходов (например, в командировке).
Предвыпущенные
карты — карты, оформленные «на никого» (обезличенные). Такая карта
изначально не содержит информацию о еѐ владельце, на ней не указаны данные
держателя. Карта прикрепляется к счѐту, который открывается на конкретного
клиента. Удобство заключается в том, что оформление договора по такой карте
занимает несколько минут, в то время как процесс выпуска обычной карты занимает
от 1-2 до 10-14 дней.
Классификация
по уровню карты
По классу
(уровню) карты международного стандарта разделяются на карты начального уровня,
стандартного уровня и премиум уровня.
Эти уровни различаются
между собой по стоимости годового обслуживания карты, функциональным
возможностям проведения тех или иных операций по карте (чем ниже уровень — тем
у карты меньше возможностей) и по привилегиям, которые дает уровень карты для
клиента (какие-либо привилегии дают обычно карты уровня премиум).
Рассмотрим
уровни карт двух основных международных систем «Виза» и «Мастеркард».
Начальный
уровень – в подавляющем большинстве случаев, карты начального уровня — это
дебетовые карты (крайне редко можно встретить кредитную карту такого низкого
класса), не позволяющие совершать электронные платежи через интернет, зато
отличающиеся недорогим выпуском и обслуживанием. Зачастую зарплатные
(пенсионные, социальные и т.п. карты) выпускаются именно этого уровня.
Стандартный
уровень – карты этого уровня могут быть как дебетовыми, так и кредитными.
Стоимость их выпуска и обслуживания немного выше, чем у карт начального уровня,
но и функциональные возможности по производимым операциям гораздо шире.
Премиальный
уровень – это карты серий Gold, Platinum, Titanium, и т.п. — зависит от
платежной системы, к которой привязана карта. Такие карты являются самыми
престижными. Их основные отличия от карт стандартного уровня — высокая
стоимость выпуска и обслуживания (от нескольких тысяч, до десятков тысяч рублей
в год).
Рассмотрев
виды и уровни банковских карт, необходимо: прежде чем завести банковскую карту,
разобраться, для каких целей она Вам необходима, оценить ее преимущества и
недостатки.
Консультацию и практическую помощь по вопросам
защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых услуг можно
получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
•
в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,6 тел. 77-20-38;
Работает Единый консультационный
центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону
8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском
и английском языках.
Используя Государственный
информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 282