О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси.
Правоотношения,
связанные с перевозкой пассажиров и багажа легковым такси регламентированы «Правилами перевозок пассажиров
и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим
транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009
г. №112 .
Применение
Закона о защите прав потребителей обусловлено во-первых, прежде всего тем, что
он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями,
исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ,
оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров
(работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества
потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах,
услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение,
государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм
реализации этих прав.
Во-вторых,
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта определяет, что к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и
багажа, для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения
законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
И
в – третьих, постановлением Пленума Верховного суда РФ «О Рассмотрении судами
гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что если
отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими
нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров,
Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной
специальными законами.
Перевозка
пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного
договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем легкового такси
или путем принятия к выполнению заказа.
Сторонами
договора перевозки пассажиров и багажа являются перевозчик и пассажир Согласно
Устава автомобильного транспорта, перевозчик- это юридическое лицо,
индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору обязанность
перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения.
В
качестве пассажира выступает физическое лицо, пользующееся правами стороны в
обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами,
предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей и
изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Правовое
регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и
характеризуется императивным методом воздействия.
В
первую очередь перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического
лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным
законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» в органах налоговой службы.
В
соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ,
деятельность по перевозке пассажиров легковым такси на территории субъекта
Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по
перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным
органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Маршрут
перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если
указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить
перевозку по кратчайшему маршруту. Неисполнение данного обязательства не
является основанием для увеличения стоимости услуги перевозки. В случае
возникновения спора, защита нарушенного права осуществляется судом.
Плата за пользование легковым
такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа определяется
независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени
пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных
тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического
времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями
таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
В
салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находится
правила пользования соответствующим транспортным средством, которые
предоставляются потребителю по его требованию.
При
выполнении услуги пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в
форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым
такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя их фактического
расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси,
определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется
легковое такси.
На
передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая
информация: полное или краткое наименование организации-перевозчика; условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути
или времени пользования); визитная карточка водителя с фотографией;
наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за
осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Законодательством
определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий
субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру
местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового
такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи
легкового такси.
Законодательство
о защите прав потребителей устанавливает императивное право потребителя на
безопасность услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и
предоставляемой услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на
оказание услуги в установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения
исполнителем сроков исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков
оказанной услуги.
В
случае, если услуга такси оказана ненадлежащим образом, потребители вправе
предъявить к исполнителю одно из требований, предусмотренных ст. 29 Закона РФ
«О защите прав потребителей». В случае отказа в удовлетворении заявленных
требований, спор может быть разрешен в судебных органах. Правовая оценка
правоотношениям между потребителем и исполнителем услуги может быть дана
Управлением в рамках гражданского процесса, в соответствии со ст.40 Закона РФ
«О защите прав потребителей».
Если при оказании услуги водитель такси нагрубил потребителю, причинил
моральный, материальный и (или) физический вред, необходимо обращаться в суд с
исковым заявлением, к которому прилагаются доказательства вины водителя. Кроме
того, потребитель имеет право обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав,
основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона
Российской Федерации «О защите прав потребителей», и в соответствии со ст. 15
Закона требовать компенсации морального вреда.
Обращаем Ваше внимание!
Соблюдение законодательства о защите прав потребителей хозяйствующими
субъектами, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования,
в том числе услуг легковых такси, до настоящего времени являются актуальными
вопросами.
Пассажирские перевозки должны соответствовать требованиям нормативных
правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Новгородской
области, лицензионным требованиям с соблюдением требований безопасности и
качеством пассажирских перевозок.
За консультациями по вопросам нарушения
законодательства о защите прав потребителей
граждане могут обращаться по телефонам:
—
Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области», г. В.Новгород, ул. Германа, 29а,
тел. 77-20-38;
–
Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Новгородской области – г.
В.Новгород, ул. Германа, д.14, тел.
971-106
Post Views: 139