Об итогах проведения совместной телефонной «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг такси и каршеринга.
За период с 26 декабря 2019 года по 15 января 2020 года
Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области была организована и проведена «горячая линия»
по защите прав потребителей при оказании услуг такси и каршеринга.
В
проведении «горячей линии» в том числе принимали участие специалисты
территориальных отделов Управления, Центра информирования и консультирования
потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», а
также были привлечены специалисты Министерства транспорта и дорожного хозяйства
и цифрового развития Новгородской области и специалисты Администраций
муниципальных районов Новгородской
области.
В ходе мероприятия на «горячую линию» обратилось 12 жителей городов и районов области, в
том числе: в Управление и его территориальные отделы – 11 человек, в Министерство транспорта и дорожного хозяйства и
цифрового развития Новгородской области –1
обращение.
В числе заданных потребителями
вопросов содержались основные нарушения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке
пассажиров легковым такси:
1.
Необходимость наличия у водителя лицензии на осуществление перевозок такси;
2.
Ответственность перевозчика за несвоевременное оказание услуги такси;
3.
Правомерность отказа в услуге по
перевозке пассажира в отсутствии детского кресла;
4.
Правомерность взимания дополнительной платы за перевозку ребенка до 7 лет в детском кресле;
5.
Обязанность водителя легкового такси в выдаче пассажиру платежного документа,
подтверждающего факт осуществления услуги такси и ее оплаты;
6. Вопросы стоимости проезда в такси в будничные
и праздничные дни;
7.
Контроль технического состояния легкового такси перед выездом на линию;
8.
Обязательность прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского
осмотра;
9.
Ненадлежащее содержание внешнего вида и салона легкового такси при оказании
услуги по перевозке пассажиров;
10.
Обязанность водителя легкового такси в выдаче пассажиру платежного документа,
подтверждающего факт осуществления услуги такси и ее оплаты;
11.
Грубость водителя легкового такси и другие вопросы.
Вместе с тем, вопросы потребителей, связанных с
перевозками пассажиров и багажа касались также транспортного обслуживания
населения жителей В.Новгорода и муниципальных районов Новгородской области, а
именно работы общественного транспорта.
Так в адрес Министерства транспорта и дорожного
хозяйства и цифрового развития Новгородской области поступило 1 устное обращение по вопросу
транспортного обслуживания населения в городском округе Великого
Новгорода.
В числе заданных потребителями вопросов содержались
основные нарушения хозяйствующих субъектов на качество подвижного состава, а
именно ненадлежащее техническое состояние городских автобусов, осуществляющих
перевозку пассажиров а также
антисанитарное состояние их салонов.
Как
правило, перевозка людей городским транспортом подразумевает, что автобусы
должны соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются
такой категории перевозок законодательством и Правилами и должны обеспечивать
безопасность проезда пассажиров.
Необходимо отметить, что каждый из
нас пользуется услугами такси, но не все
знают об обязательных требованиях законодательства, предъявляемых к
исполнителям указанной услуги и соответственно о своих правах, как Потребителя.
Деятельность легкового такси
регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской
Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным
законом от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
«Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 14.02.2009г. № 112, «Уставом автомобильного транспорта и городского
наземного электрического транспорта» (федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ), а также
законом о применении онлайн-касс № 54-ФЗ
«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской
Федерации».
В соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона
от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ, деятельность по перевозке пассажиров легковым такси
на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии
получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на
осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,
выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации.
Перевозка пассажиров и багажа легковым
такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого
потребителем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к
выполнению заказа.
Маршрут
перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется исполнителем. Если
указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить
перевозку по кратчайшему маршруту. Неисполнение данного обязательства не
является основанием для увеличения стоимости услуги перевозки. В случае
возникновения спора, защита нарушенного права осуществляется судом.
Плата за пользование
легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа определяется
независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени
пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных
тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического
времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями
таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
В салоне автомобиля,
предоставляющего услуги легкового такси, должны находится правила пользования
соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по
его требованию.
При выполнении услуги пассажиру
должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности,
подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных
перевозчиком тарифов, исходя их фактического расстояния перевозки и (или)
фактического времени
пользования
легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым
оборудуется легковое такси.
На передней панели легкового такси справа от водителя
размещается следующая информация: полное или краткое наименование
организации-перевозчика; условия оплаты
за пользование легковым такси (из
расчета расстояния пути или времени пользования); визитная карточка водителя с
фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего
контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Законодательством определено, что по
прибытии легкового такси к месту его подачи хозяйствующий субъект, оказывающий
услугу перевозки легковым такси сообщает пассажиру местонахождение,
государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а
также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового
такси.
Законодательство о защите прав
потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность
услуги, на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой
услуге, на судебную защиту нарушенных прав потребителя, на оказание услуги в
установленный срок, возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков
исполнения услуг и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги.
В случае, если услуга такси оказана
ненадлежащим образом, потребители вправе предъявить к исполнителю одно из
требований, предусмотренных ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». В
случае отказа в удовлетворении заявленных требований, спор может быть разрешен
в судебных органах. Правовая оценка правоотношениям между потребителем и
исполнителем услуги может быть дана Управлением в рамках гражданского процесса,
в соответствии со ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если при оказании услуги водитель такси
нагрубил потребителю, причинил моральный, материальный и (или) физический вред,
необходимо обращаться в суд с исковым заявлением, к которому прилагаются
доказательства вины водителя. Кроме того, потребитель имеет право обратиться в
суд с целью защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса
Российской Федерации, ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей», и в соответствии со ст. 15 Закона требовать компенсации
морального вреда.
Пунктом 5 ст. 40 Закона о защите прав
потребителей Управление Роспотребнадзора по Новгородской области наделено
правом вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в
деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Обращаем
Ваше внимание!
Соблюдение законодательства
о защите прав потребителей хозяйствующими субъектами, осуществляющих регулярные
перевозки пассажиров и багажа
автомобильным транспортом общего пользования, в том числе услуг легковых
такси, до настоящего времени являются актуальными вопросами.
Пассажирские
перевозки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов
Российской Федерации, нормативных правовых актов Новгородской области,
лицензионным требованиям с соблюдением требований безопасности и качеством
пассажирских перевозок.
За консультациями по вопросам нарушения
законодательства о защите прав потребителей
граждане могут обращаться по телефонам:
—
Центр информирования и консультирования потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Новгородской области», г. В.Новгород, ул. Германа, 29а,
тел. 77-20-38;
–
Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Новгородской области – г.
В.Новгород, ул. Германа, д.14, тел.
971-106
Post Views: 150