Управление Роспотребнадзора по Новгородской области

Единый консультационный центр Роспотребнадзора

8 800 555 49 43

круглосуточно звонок бесплатный

Прием обращений граждан

Риск-ориентированный надзор: критерии отнесения объектов к категориям риска

В рамках реализации риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности всем объектам надзора должны быть присвоены категории риска, которые определяют следующую периодичность проведения плановых проверок:

  • для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;
  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

Правила и критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Обращаем внимание, что периодичность плановых проверок для социально-значимых объектов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение) определена в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации №944 от 23.11.2009г. «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью», независимо от категории риска.

Критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований; и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:

  • вид деятельности хозяйствующих субъектов, подлежащих надзору;
  • объём предоставляемых (оказываемых) услуг;
  • численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора;
  • результаты контрольно-надзорных мероприятий за последние 3 года.

Расчет категории риска для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения «Федеральный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Перечень объектов государственного контроля (надзора) чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и доступен по ссылке:http://risk.rospotrebnadzor.ru/search/

Информацию о присвоенной категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при расчете, хозяйствующие субъекты могут получить направив, соответствующий запрос в орган государственного контроля (надзора). Срок рассмотрения запроса составляет 15 рабочих дней с момента его поступления.

Обращаем Ваше внимание, что информация об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или классу опасности может изменяться в зависимости от результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Напоминаем также, что хозяйствующие субъекты вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения:

  1. полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  2. основной государственный регистрационный номер;
  3. идентификационный номер налогоплательщика;
  4. место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  5. информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  6. адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Пример расчета категории риска для предприятия по производству пищевой продукции.

Категория риска деятельности юридического лица устанавливается (рассчитывается) по Критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям риска (далее — Критерии), указанным в приложении к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806.

Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле: R = Gxp,

где:

G – показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования);

p – показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности. Согласно приложению №2 к Критериям данный показатель (p) для деятельности по производству пищевых продуктов составляет 6,16.

Показатель «G» определяется по формуле: G = UxM,

где:

U – показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;

М – показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного контроля.

Согласно приложению №2 к Критериям для деятельности по производству пищевых продуктов показатель потенциального вреда для здоровья человека (U) составляет 0,0099.

Значение показателя «М» определяется для каждого объекта в соответствии с Методическими рекомендациями «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора», утвержденными приказом Роспотребнадзора №1025 от 07.10.2015.

Категории населения, связанные с деятельностью объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, дифференцированных по видам деятельности, указаны в приложении №3 Методических рекомендаций 5.1.0116-17 «Классификация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий», утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11.08.2017.

При расчете показателя «М» для деятельности по производству пищевых продуктов должны учитываться следующие категории населения: работники, потребители пищевой продукции, население в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха и население в зоне воздействия загрязнения водных объектов.

Приведем примеры расчета риска.

Пример № 1.

Предприятие «N» по производству хлеба и хлебобулочных изделий, 125 работников, годовая мощность производства продукции 500 тонн, режим работы – круглосуточный. Предприятие не сбрасывает сточные воды непосредственно в водные объекты, подключено к централизованным сетям канализации с необходимым комплексом очистных сооружений, а граница санитарно-защитной зоны проходит по границе предприятия.

С учетом общего числа работников предприятия «N» (в нашем примере – 125 человек), его годовой мощности по производству пищевой продукции (в нашем примере с учетом ежедневной круглосуточной работы предприятия — 500 тонн в год), среднедушевых показателей потребления продуктов питания населения (по данным Федеральной службы государственной статистики — 912,5 кг в год) определена общая численность населения, находящегося под воздействием данного предприятия «N» (4500 человек), показатель (М) численности населения, находящегося под воздействием объекта, составил 0,00450 млн.чел.

Таким образом, числовой показатель потенциального риска причинения вреда здоровью населения (R) в результате деятельности предприятия «N» составил: R = Gхp = UхMхp = 0,0099 х 6,16 х 0,00450 = 0,00027442, то есть более 1 х 10-4.

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 Приложения к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 объекты государственного надзора с показателем потенциального риска причинения вреда здоровью от 1х10-4 до 1х10-3 относятся к категории высокого риска.

В соответствии со статьей 9.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством Российской Федерации в «Положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. В нашем примере предприятие «N» по производству хлебной продукции, деятельность которого отнесена к высокой категории риска подлежит плановому контролю 1 раз в 2 года.

Пример №2.

Кафе-пекарня «A», 8 работников, количество выполненных услуг (обслуженных посетителей) в году – 97000, число рабочих дней в году – 365, годовая мощность производства продукции 75 тонн. Предприятие не сбрасывает сточные воды непосредственно в водные объекты, подключено к централизованным сетям канализации с необходимым комплексом очистных сооружений, а граница санитарно-защитной зоны проходит по границе предприятия.

Показатель «М» складывается из:

1. Численности работников (в нашем примере – 8 человек);

2. Численности потребителей услуг, которая рассчитывается по формуле:

N2= VГОД/t2,

где VГОД – количество выполненных услуг в течение года (в нашем примере – 97000); t– количество рабочих дней в году (в нашем примере – 365). N= 97000/365 = 265,7;

3. Численности потребителей продуктов питания, которая рассчитывается по формуле:

N3= W/Wn,

где W– объем производимой или реализуемой продукции за год, кг (в нашем примере – 75 тонн); Wn– суммарный объем годового потребления товаров на одного человека, кг (по данным Федеральной службы государственной статистики — 912,5 кг в год). N= 75000/912,5 = 82,2.

Таким образом, показатель (М) численности населения, находящегося под воздействием объекта, составил: M= (N1+ N2+ N3)/1000000= (8+265.7+82.2)/1000000= 0,0003559млн. чел.

Числовой показатель потенциального риска причинения вреда здоровью населения (R) в результате деятельности кафе-пекарни «A» составил: R= G×p= U×M×p= 0,0059 × 6,88 × 0,0003559= 0,0000144467, то есть более 1х10-5.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1 Приложения к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года 806 объекты государственного надзора с показателем потенциального риска причинения вреда здоровью от 1х10-5до 1х10-4относятся к категории значительного риска (3 класс).

В соответствии со статьей 9.3 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством Российской Федерации в «Положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. В нашем примере кафе-пекарня «A», деятельность которой отнесена к значительной категории риска, подлежит плановому контролю 1 раз в 3 года.

  •  

    Санитарный надзор

    23.07.2025

    О вступлении в действие с 01 сентября 2025 года СанПиН 2.6.4115-25 «Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения»

    28.03.2025

    О приостановлении деятельность предприятия общественного питания –кафе «Халяль» в г.Великий Новгород

    09.10.2024

    Роспотребнадзор напоминает о необходимости установления санитарно-защитных зон

    19.07.2024

    Роспотребнадзор разработал методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при перевозке организованных групп детей

    19.07.2024

    О внесении изменений в санитарные правила, устанавливающие требования к деятельности хозяйствующих субъектов,  оказывающих  медицинские услуги, к предоставлению бытовых услуг и к деятельности организаций социального обслуживания населения

    Эпидемиологический надзор

    09.12.2025

    Итоги Всероссийской «Горячей линии» в рамках Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД»

    09.12.2025

    Жить экологично — не дорого

    28.11.2025

    Всемирный день борьбы со СПИДом

    24.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    17.11.2025

    Об эпидемиологической ситуации по заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями в Новгородской области

    Защита прав потребителей

    12.12.2025

    Ваш гид по переработке: что, как и куда сдаем

    12.12.2025

    Об утверждении региональной программы Новгородской области «Обеспечение прав потребителей в Новгородской области на 2025-2030 годы»

    11.12.2025

    Об итогах работы по защите прав потребителей в сфере дистанционной торговли за 9 месяцев 2025 года

    05.12.2025

    Что такое показатель долговой нагрузки

    05.12.2025

    Об итогах консультирования потребителей 04 декабря 2025 года в многофункциональных центрах.

    Регистрация и лицензирование деятельности

    15.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области сообщает об отмене государственных пошлин в рамках оказания услуг по лицензированию

    21.01.2025

    Обзор практики проведения процедуры  периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части  деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) за 2024 год

    21.01.2025

    Результаты периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, в части деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

    01.07.2024

    Реестр уведомлений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Новгородской области посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) с 01.04.2024

    23.05.2024

    О предоставлении услуг Роспотребнадзора посредством ЕПГУ

    Организационная деятельность

    09.12.2025

    Проверки в онлайн-режиме

    01.09.2025

    На коллегии Управления Роспотребнадзора по Новгородской области обсудили актуальные вопросы деятельности

    18.08.2025

    Мошенники вновь грозят проверками Роспотребнадзора!

    22.07.2025

    Управление Роспотребнадзора по Новгородской области приглашает на работу специалистов!

    15.05.2025

    Важная информация для граждан, желающих заключить договор о целевом обучении

    Социально - Гигиенический Мониторинг

    16.07.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в первом полугодии 2025 года

    01.06.2025

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2024 году»

    21.01.2025

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области в 2024 году

    06.11.2024

    Результаты токсикологического мониторинга отравлений химическими веществами населения Новгородской области за 9 месяцев 2024 года

    31.05.2024

    Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Новгородской области в 2023 году»