Управление Роспотребнадзора по Новгородской области напоминает о проведении с 16 ноября 2020 года по 30 ноября 2020 года «Горячей линии» по услугам такси и каршеринга.
Управление Роспотребнадзора по Новгородской области
напоминает о проведении с 16 ноября 2020
года по 30 ноября 2020 года «Горячей
линии» по услугам такси и каршеринга.
Обращаем Ваше внимание, что порядок оказания услуг по
перевозке пассажиров и багажа легковым такси регламентирован Законом
Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав
потребителей», Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.
Предоставление услуг легкового такси в настоящее время
очень востребованный вид деятельности. Потребители имеют массу возможностей для
удобного и быстрого заказа автомобиля. При этом, вызывая такси, люди
рассчитывают на то, что машина приедет вовремя, доставит в нужное место,
быстро и комфортно. Однако на практике не всегда получается так, как это должно
быть. Для того, чтобы поездка не принесла разочарование, необходимо знать
основные правила пользования услугами легкового такси. В первую очередь стоит
разобраться, кто Вам предлагает услуги, потому что предъявить законные
требования в случае нарушения потребительских прав можно только к легальным
перевозчикам. В первую очередь Управление Роспотребнадзора по Новгородской
области обращает внимание потребителей на особенности оказываемых услуг с
использованием агрегаторов таксомоторных услуг (мобильных приложений такси).
Специалисты Управления напоминают, что агрегатор
таксомоторных услуг не является перевозчиком и самостоятельно не оказывает
услуги перевозки пассажиров легковым такси. Агрегатор таксомоторных услуг –
это мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или
частных водителей. С помощью мобильного приложения заказчик резервирует машину
с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке, оплата производится
с помощью данных банковской карты или наличными. В большинстве случаев водители
осуществляют перевозки на личном автотранспорте, а также используют машины
таксопарков или партнёров. Таким образом, услуга перевозки оказывается
потребителю непосредственно водителем транспортного средства (партнера), с
которым заключен соответствующий договор.
Согласно статье 31 Федерального закона от 08.11.2007 №
259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила),
перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании
публичного договора фрахтования.
Публичный договор фрахтования заключается в устной
форме фрахтователем (пассажиром) непосредственно с водителем легкового такси,
действующим от имени и по поручению фрахтовщика (если водитель является
индивидуальным предпринимателем, от собственного имени) или путем принятия к
выполнению фрахтовщиком (перевозчиком) заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя
принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения
фрахтовщика или его представителя, т.е. непосредственно при посадке в такси.
Права и обязанности по такому договору возникают
непосредственно у фрахтовщика. При установлении правосубъектности фрахтовщика
необходимо учесть, что в качестве фрахтовщика может выступать юридическое лицо
либо индивидуальный предприниматель который:
— имеет в штате водителей такси, и тогда сделка,
совершенная водителем от имени фрахтовщика, создает гражданские права и
обязанности у представляемого;
— не имеет в штате водителей и сам не осуществляет
перевозки, а нанимает водителей такси по гражданско-правовому договору и затем
организует перевозки такси.
В качестве таких организаторов перевозок такси могут
быть диспетчерские службы либо мобильные приложения, которые оказывают
посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом.
Водители, заключившие гражданско-правовые договоры с
такими организаторами перевозок, должны иметь статус индивидуального
предпринимателя и, следовательно, контрагентом фрахтователя, т.е. фрахтовщиком,
в рассматриваемом случае является водитель такси, действующий от собственного
имени. Таким образом, права и обязанности по такому договору возникают уже непосредственно
у водителя такси.
Данную информацию фрахтовщик обязан сообщить
потребителю по прибытии легкового такси к месту его подачи, а также обязательно
должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя и
содержать следующие сведения:
— полное или краткое наименование фрахтовщика;
— условия оплаты за пользование легковым такси;
— визитная карточка водителя с фотографией;
— наименование, адрес и контактные телефоны органа,
обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Также фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию
в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату
стоимости пользования легковым такси.
В случае не предоставления необходимой информации о
перевозчике, следует понимать, что, скорее всего, услугу оказывает не
официальный перевозчик, имеющий соответствующее разрешении на данный вид
деятельности, а физическое лицо (водитель автомобиля) не зарегистрированное в
установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае возникновения каких-либо претензий по
оказанной услуге перевозки у потребителя возникнут сложности с реализацией
своих прав предусмотренных действующим законодательством в сфере защиты прав
потребителей.
Поэтому уважаемые потребители при
заказе такси и заключении договора будьте бдительней и заранее интересуйтесь
информацией о перевозчике.
Правила, регулирующие оказание услуг каршеринга (аренды
автомобиля), законодательством Российской Федерации не установлены. В
этой связи к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных
видов услуг с участием гражданина, в данном случае — услуг
каршеринга, применяются общие положения Закона Российской Федерации
«О защите прав потребителей»: о праве граждан на предоставление информации
(статьи 8 – 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13),
о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об
альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от
уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2
и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Каршеринг — это новая услуга для
российских городов. Она позволяет взять в краткосрочную аренду автомобиль и
оплачивать его использование поминутно.
При регистрации в какой-либо
каршеринговой компании внимательно прочитайте условия договора. В каждой
компании — свои условия аренды и штрафы, которые относятся не только к правилам
дорожного движения (например, не мусорить и не курить в салоне, не портить
имущество, не срывать наклейки, не бросать машину с пустым баком и т.д.).
Обязательно важно понимать, что
каждый человек, который садится за руль арендного автомобиля, несет за него
полную ответственность. Соответственно, все штрафы, которые он получит за
период использования машины, ему придется оплачивать. Дорожные камеры фиксируют
номера нарушающего автомобиля и передают их дальше. Сервис же пересылает их
человеку, который в этот момент был за рулем. Также не стоит проскакивать
лежачих полицейских на скорости и быстро ездить по дорогам с ямами, ведь
каршеринговые автомобили оборудованы датчиками, которые следят, как вы
пользуетесь автомобилем.
Перед поездкой необходимо
внимательно осматривать машину, чтобы не взять на себя нарушения другого
человека. Так, надо обязательно обойти машину вокруг, чтобы увидеть царапины,
дефекты, вмятины и прочие нюансы. Если таковые есть, надо их сфотографировать,
не садясь и не открывая автомобиль, и отправить представителям оператора. Если
потребитель не заметил царапину и компания решит, что она появилась по его вине
— с потребителя могут взыскать стоимость ремонта и штраф. По этой причине не
стоит брать в аренду грязные автомобили, поскольку осмотреть их затруднительно.
Лучше заранее узнать, куда можно
отправиться на арендованном автомобиле, у многих компаний есть ограничения по
дальности поездок, а также по местам, где можно завершить аренду. Есть места,
где завершать аренду нельзя. Например, к таким местам относятся закрытые
парковки.
После завершения аренды лучше
сфотографировать салон и кузов автомобиля, чтобы в случае претензий иметь хоть
какие-то доказательства, что ничего плохого с машиной не делали. В любой
спорной ситуации обращаться к владельцам компании целесообразно с письменной
претензией.
За дополнительными
консультациями обращаться:
• в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
• в Центр по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.1.2 тел. 77-20-38.
Работает Единый
консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по
телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без
выходных дней на русском и английском языках.
Используя
Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 201