Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за I полугодие 2021 года
В
1 полугодии 2022 года в Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области (далее-Управление) поступило 692 обращения по вопросам защиты прав
потребителей, что составило 58,2 % от общего количества обращений, поступивших
в Управление (всего поступило 1189 обращений).
По
сравнению с аналогичным периодом 2021 года
количество обращений в сфере защиты прав потребителей снизилось на 3,2%
(1 полугодие 2021 г.-715 обращений). Количество обращений на нарушения прав
потребителей в сфере розничной торговли увеличилось на 44,8% (с 192 до 278
обращений). На нарушения прав потребителей в сфере услуг поступило 414 обращений, снижение на 20,9% (1 полугодие 2021
г.-523 обращения).
По
вопросам нарушений прав потребителей при продаже непродовольственных товаров
поступило 145 обращений, увеличение составило 20,8 % (1 полугодие 2021 г.-120
обращений); на нарушения прав потребителей при продаже продовольственных
товаров количество обращений увеличилось в 1,8 раза (с 72 до 133), в основном, увеличение
произошло за счет обращений на нарушения действующего законодательства при
реализации табачных изделий. На нарушение прав потребителей при продаже товаров
дистанционным способом количество обращений увеличилось на 30% (с 40 до 52
обращений).
Основными
вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной
информации о товаре, нарушение сроков рассмотрения требований потребителей, не
направление продавцами ответов на претензию потребителя в отношении заявленных
требований, отказ продавца в продаже предварительно оплаченного товара по цене,
указанной на сайте (при приобретении
товаров с использованием дистанционных каналов («Интернет»)), отказ
продавцами в возврате денежных средств, несоответствие цены на товар, указанной
на ценнике, цене на кассе и т.д.
В
сфере услуг актуальными являются вопросы нарушения прав потребителей:
- при
предоставлении жилищно-коммунальных услуг-68 обращений (1 полугодие 2021 г.-72
обращения), снижение на 5,6%;
- бытовое обслуживание
населения -52 обращения (1 полугодие 2021 г.-71), снижение на 26,8%;
- услуг
связи- 50 обращений (1 полугодие 2021г.-43 обращения), увеличение на 16,3%;
- финансовых
услуг-36 обращений (1 полугодие 2021 г.-50 обращений), снижение на 28%;
- медицинских
услуг-8 обращений (1 полугодие .2021 г.-20), снижение на 60%;
- транспортных
услуг-18 обращений (1 полугодие 2021 -19);
- туристских
услуг-12 обращений (1 полугодие 2021-5), увеличение на 70%.
В
первом 1 полугодии 2022 года также наблюдается
незначительное увеличение обращений на нарушения прав потребителей при
предоставлении гостиничных услуг,
технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств, услуг
долевого строительства жилья.
Суть обращений о предоставляемых услугах
(работах) также сводится к не предоставлению необходимой и полной информации об
услуге (работе), возврату денежных средств по договорам, навязыванию
дополнительных платных услуг, изменению условий договора в одностороннем
порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права потребителей по
сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами
Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В
результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав
потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры,
направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных
интересов граждан.
По
результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением
было дано 551 разъяснение норм законодательства; 223 обращения направлены по
подведомственности, проведено 2 контрольных (надзорных) мероприятия, 4
административных расследования, продавцам (исполнителям) выдано 41
предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
По
результатам рассмотрения обращений гражданам в добровольном порядке возмещен
имущественный вред в размере 272,2 тыс. руб.
При
рассмотрении поступивших письменных и устных обращений граждан по вопросам,
связанным с защитой прав потребителей, применяются не только меры
административного реагирования в соответствии с требованиями действующего
законодательства, но и даются разъяснения законодательства о праве обращения граждан
к продавцам товаров, исполнителям услуг, работ по фактам нарушений закрепленных
законодательством их потребительских прав, как в досудебном, так и в судебном
порядке, оформляются и направляются иски в суды в защиту прав потребителей.
В
судебные органы в защиту прав потребителей подано 24 исковых заявления, по
результатам рассмотрения 17 исков требования потребителей удовлетворены, присуждено
денежных средств в пользу потребителей в размере 233,1 тыс. рублей, из них в
счет возмещения морального вреда 14,0 тыс. рублей.
В
86-ти гражданских процессах даны заключения по делам в целях защиты прав
потребителей. Из 55 рассмотренных дел, требования потребителей удовлетворены по
54 искам, т.е. в 98% случаях, присуждено денежных средств в пользу потребителей
9542,7 тыс. рублей, из них в счет возмещения морального вреда 182,5 тыс. рублей.
Специалистами
Управления на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь
потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к
продавцам, изготовителям, исполнителям.
Эффективным
профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на
потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям
граждан.
Так,
за 1 полугодие 2022 года Управлением и
Центром по информированию и консультированию потребителей проведено 34 горячие
линии в сфере защиты прав потребителей, потребителям дано 2449 (538 —
Управление, 1911- Центр), разъяснений норм законодательства о защите прав
потребителей, в том числе о правах и механизме реализации этих прав, судебной
защите прав потребителей.
Управление
обращает внимание граждан и предпринимательского сообщества: Роспотребнадзор
осуществляет работу по ведению государственного информационного ресурса в сфере
защиты прав потребителей (ГИР ЗПП): http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области предлагает жителям области обращаться к Государственному информационному
ресурсу в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП).
На
портале ГИР ЗПП размещены сведения о нормативной базе по защите прав
потребителей, о нестандартной продукции, не отвечающей требованиям технических
регламентов (в разделе «Продукция, не соответствующая обязательным
требованиям»), о статистических наблюдениях в сфере защиты прав потребителей, о
судебной практике по вопросам прав потребителей в различных сферах
потребительского рынка, а также образцы претензий, исковых заявлений,
многочисленные памятки и др. актуальная информация, претензии и иная актуальная
обучающие видеоролики.
Консультации
(разъяснения) в сфере защиты прав потребителей можно получить:
—
в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской
области по телефонам: 971-106, 971-083.
-в
Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, кабинеты №5,10,12.; тел. 77-20-38; 73-06-77
-по
телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора, который
функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок
бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках;
-в
отделе МФЦ по г. Великому Новгороду (адрес: 173000, г. Великий Новгород,
ул. Большая Московская, д. 24) консультации можно получить каждый первый
четверг месяца с 10-00 до 17- 00;
-в
МФЦ Онлайн консультирование проводиться еженедельно по четвергам с 10.00 до
13.00 часов. Чтобы получить ответы на интересующие вопросы в сфере защиты
прав потребителей необходимо обратиться в один из центров «Мои Документы»:
подать заявку и принять участие в онлайн-консультации вам помогут специалисты
МФЦ (при обращении необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность).
Самостоятельная
передача заявителем письменных обращений в Управление Роспотребнадзора по
Новгородской области, направление по почте или курьером осуществляется по
адресу: 173002, г. Великий Новгород, ул. Германа, д.14.
Обращения
граждан в форме электронных сообщений направляются в Управление
Роспотребнадзора по Новгородской области путем заполнения специальной формы в
разделе сайта Управления Роспотребнадзора «Прием обращений граждан» и
поступают в общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Новгородской
области.