Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей за 1 квартал 2024 года.
За первый квартал 2024 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области (далее- Управление) проведено всего 8 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, из них одна документарная проверка в отношении продавца, реализующего табачную продукцию, 4 инспекционных визита в отношении продавцов , реализующих товары легкой промышленности , шины на предмет выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Кроме того было проведено 3 контрольных закупки по результатам, проведенных выездных обследований на основании Плана проведения выездных обследований в отношении контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов, реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, утвержденного Приказом Управления от 15.03.2024
Нарушения выявлены при каждом контрольном (надзорном) мероприятии.
Всего было осмотрено 15,0 тыс. штук табачной и никотинсодержащей продукции, на 40 штук никтинсодержащей продукции был наложен арест.
Без взаимодействия с хозяйствующими субъектами всего проведено 54 контрольных (надзорных мероприятий). Нарушения выявлены при 70 % .
По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий всего составлено 17 протоколов об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП РФ: ст. 14.16.ч.2.1 ; 14.43 ч.1; 14.45 ; 15.12.1; 15.12 ч.2; 14.8 ч.1. Общая сумма наложенных штрафов составила 325,0 тыс. рублей.
Было выдано 17 предписаний об устранении нарушений обязательных требований и 14 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые исполнены в установленные сроки.
Было проведено 23 выездных обследования без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выездных обследований снизилось в 1,6 раза ( 1 кв.2023 г.- 36 ).
Осуществлялось наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в сети Интернет, проведено 31 мероприятие, количество мероприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось в 3,5 раза ( 1 кв.2023 г. — 108).
Нарушения выявлены при 36 мероприятиях без взаимодействия (70,0 %) из 54 проведенных, за аналогичный период прошлого года нарушения были выявлены в 95,0 % случаях (137 мероприятия), из 144 проведенных мероприятий.
Всего выявлено 125 нарушений международных договоров, законов и иных правовых актов Российской Федерации, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество нарушений снизилось в 2,6 раза ( 1 кв.2023 г. — 321 нарушение).
По итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий и рассмотрения обращений граждан выдано 58 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований продавцам, реализующим табачные изделия, товары легкой промышленности, технически сложные товары бытового назначения; исполнителям, оказывающим медицинские, транспортные услуги, услуги связи, банковские услуги и др., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных предостережений снизилось в 2,5 раза ( 1 кв.2023- 145 предостережений).
С целью недопущения нарушений норм законодательства о защите прав потребителей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлением проведено 303 профилактических мероприятий, в том числе:
- 8 профилактических визита;
- 159 мероприятий по информированию;
- 78 мероприятий по консультированию;
- 58 предостережения о недопущении нарушения обязательных требований.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проведенных профилактических мероприятий уменьшилось в 1,1 раза ( 1 кв.2023- 333).
За 1 квартал 2024 года в Управление на нарушение прав потребителей поступило 347 обращений (1 кв.2023год –228) , увеличение в 1,5 раза, что составило 54,0 % от общего количества обращений, поступивших в Управление ( 1 кв.2023-54,0 % от общего количества обращений).
По результатам рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей Управлением было дано 274 разъяснения ( 1 кв.2023 г.- 165 ) норм законодательства, 79 обращений направлено по подведомственности ( 1 кв.2023-75)..
По результатам рассмотрения обращений граждан в адрес юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (продавцов, исполнителей) направлено 23 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ( 1 кв.2023г.-22), в добровольном порядке 12 гражданам возмещен материальный ущерб в размере 33,0 тыс. рублей ( 1 кв.2023 г.-.28 потребителям в размере 104,0 тыс. руб.).
При рассмотрении поступивших письменных и устных обращений граждан по вопросам, связанным с защитой прав потребителей, применяются не только меры административного реагирования в соответствии с требованиями действующего законодательства, но и даются разъяснения законодательства о праве обращения граждан к продавцам товаров, исполнителям услуг, работ по фактам нарушений закрепленных законодательством их потребительских прав, как в досудебном, так и в судебном порядке, оформляются и направляются иски в суды в защиту прав потребителей.
В судебные органы в защиту прав потребителей подано всего 13 исковых заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поданных исковых заявлений осталось на прежнем уровне.
По результатам рассмотрения 9 исков требования потребителей удовлетворены в 100 % случаях, за 1 кв.23 года из 8 рассмотренных исковых заявлений требования удовлетворены в 100 % случаях.
В 37 гражданских процессах даны заключения по делам о защите прав потребителей (1 кв.2023 г.- 28 ) увеличилось в 1, 3 раза, из 15 рассмотренных дел в т.ч. за предыдущий отчетный период ( 1 кв.2023 г.- 25), требования потребителей удовлетворены в 100,0 % случаях (по 15 гражданским делам) ( 1 кв.2023 г.- 96,0% по 24 делам), присуждено денежных средств в пользу потребителей 608,0 тыс.рублей , из них в счет возмещения морального вреда 29,0 тыс. рублей ( 1 кв.2023 г.-14,0 млн.руб., из них моральный вред-90,0тыс. руб.).
Управление напоминает, что суд взыскивает с изготовителя, исполнителя, продавца штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Представители сферы бизнеса могут обратиться в Управление для получения консультаций, проведения профилактических визитов. В случае возникновения спора между потребителем и хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем (изготовителем, исполнителем, продавцом, импортером, уполномоченной организацией) по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» для проведения процедуры медиации (добровольного урегулирования спора).
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг) можно обращаться:
— в Общественную приемную Управления по телефонам 971-106.
— в Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефону по тел. 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров.
Потребители и представители сферы бизнеса могут ознакомиться с информацией о продукции, не соответствующей обязательным требованиям, сведениями о фактах нарушений технических регламентов. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Кроме того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи на сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области http:/ www.53. rospotrebnadzor.ru в разделе «Справочник потребителя» каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, претензиями, образцами исковых заявлений.
Post Views: 514