Права потребителей при заключении кредитного договора со страхованием жизни
При получении потребительского кредита банки предлагают
потребителям (заемщикам) воспользоваться услугами страхования жизни и (или)
здоровья. Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите
(займе)» предусмотрено право банка предлагать потребителю дополнительные услуги
при кредитовании, включая страхование жизни и (или) здоровья. У банка
отсутствует право требовать заключения договора страхования.
Порядок оформления потребителем кредитного договора со
страхованием
1.Оформить заявление о предоставлении кредита по форме,
установленной кредитором, содержащее условие о согласии оказания ему услуг
страхования (п.2 ст. 7 Закона № 353-ФЗ). При этом, потребителю должна быть
обеспечена возможность согласиться или отказаться от услуг страхования.
Стоимость дополнительной услуги по страхованию обязательно указывается в
заявлении.
2.При отказе заемщика от страхования жизни и (или) здоровья
кредитор обязан предложить альтернативный вариант потребительского кредита
(займа) на сопоставимых (сумма, срок возврата потребительского кредита/займа)
условиях потребительского кредита (займа) без обязательного заключения договора
страхования.
3.При согласии потребителя на страхование жизни и (или)
здоровья банк включает в индивидуальные условия кредитного договора информацию
о желании заемщика заключить договор страхования (пп.9 п.9 ст.5 Закона №
353-ФЗ).
Потребитель вправе выбрать страховщика самостоятельно,
требование банка о страховании заемщика у конкретного страховщика является
незаконным.
При присоединении потребителя к Программе, страховщик уже
определен (выбор осуществляется банком).
Потребителю следует обратить внимание! Согласно положений
пункта 1 Указаний Центрального Банка РФ от 20 ноября 2015 г. N 3854-У «О
минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления
отдельных видов добровольного страхования», при осуществлении добровольного
страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования,
предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть
условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке,
установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора
добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения
независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде
событий, имеющих признаки страхового случая.
Предоставление потребителю Кредитного договора составленным
мелким шрифтом
Мелкий шрифт, включенный в текст условий договоров, крайне
затрудняет визуальное восприятие текста договора, что не позволяет клиенту
банка получить полную информацию и сделать правильный выбор.
Согласно абз. 2 п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации N 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских
дел по спорам о защите прав потребителей» Информация о товарах (работах,
услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 2300-1 должна доводиться
до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в
пункте 2 статьи 10 Закона N 2300-1.
Из положений указанных норм следует, что информация об
условиях оказания услуг должна быть предоставлена потребителю в письменной
форме и обеспечивать возможность прочтения текста без использования технических
средств (увеличителя, очков и т.п.).
Рассмотрение обращений финансовом уполномоченном
(омбудсменом)
Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об
уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу с
03.09.2018 (за исключением некоторых положений), на территории Российской
Федерации вводится институт финансового уполномоченного, призванный защищать
права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращение
потребителя финансовых услуг об удовлетворении исключительно требований
имущественного характера, предъявленных им к финансовой организации,
оказавшей ему финансовые услуги.
При этом финансовый уполномоченный рассматривает обращение
потребителя финансовых услуг, если размер его требований о взыскании
денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей.
Исключение составляют лишь имущественные требования
потребителя, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления
страхового возмещения, установленного Федеральным законом
от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств», — такие
требования могут быть рассмотрены финансовым уполномоченным независимо
от их размера.
Обращаем ваше внимание, что финансовый уполномоченный
рассматривает обращение потребителя финансовых услуг, если со дня, когда
потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло
не более трех лет.
Контактные данные Финансового уполномоченного: 119017, г.
Москва, Старомонетный пер., дом 3 8 (800) 200-00-10 бесплатный звонок по
России.
Консультацию и практическую помощь по
вопросам защиты прав потребителей, в том числе в сфере оказания финансовых
услуг можно получить:
• в Общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Новгородской области
по адресу: В.Новгород, ул. Германа, д.14 каб. № 101 тел. 971-106, 971-117;
•
в Центре по информированию и консультированию потребителей по адресу: г.
Великий Новгород, ул. Германа 29а, каб.5,6 тел. 77-20-38;
•
В многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных
услуг (МФЦ) по адресу г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 24.
Консультации проводятся должностными лицами Роспотребнадзора: четверг с 10 час.
00 мин. до 17 час. 00 мин.
Работает Единый консультационный центр,
который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800
555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и
английском языках.
Используя
Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru.
Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими
видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем
забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 169