Итоги работы Управления в сфере защиты прав потребителей за первое полугодие 2025 года
За первое полугодие 2025 года Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области с целью недопущения нарушений норм законодательства о защите прав потребителей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлением проведено всего 927 профилактических мероприятия, из них:
- мероприятий по информированию- 266;
- объявление предостережения- 359;
- консультирование — 255;
- профилактический визит-47
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество проведенных профилактических мероприятий увеличилось на 35,1% (за 6 мес.2024 г- 686 профмероприятий).
Управлением проведены 86 контрольных (надзорных) мероприятий (далее- КНМ) с взаимодействием, из них 31 контрольная закупка (в отношении продавцов, реализующих табачные изделия и никотинсодержащую продукцию, товары легкой промышленности) по новым основаниям (выездные проверки с переходом в контрольные закупки в основном по отклонениям в государственной информационной системе ЧЗ –разрешительный режим), 6 документарных проверок, 21 выездная проверка, 28 инспекционных визитов, в отношении продавцов, реализующих товары легкой промышленности, обувь, табачную и никотинсодержащую продукцию, шины, парфюмерию на предмет выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, а также по материалам УМВД. (за 6 мес. 2024 г.- проведено всего 24 КНМ, из них: 9-контрольные закупки, 14-инспекционные визиты, 1-документарная).
Без взаимодействия с контролируемыми лицами всего проведено 365 контрольных (надзорных) мероприятия, из них 321 наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности в сети Интернет), 44 выездных обследований. По сравнению с первым полугодием 2024 года количество, проведенных КНМ без взаимодействия увеличилось на 80,0% и составило 204 КНМ.
Число проведенных внеплановых КНМ при взаимодействии, по результатам, которых были выявлены нарушения, составило — 84 (удельный вес КНМ с нарушениями составил 99,0%), без взаимодействия с контролируемым лицом- 345 (КНМ с нарушениями составили 95,0%),
По результатам проведения КНМ всего было выявлено 1084 нарушений норм законодательства о защите прав потребителей, в среднем было выявлено 2,4 нарушения на одно КНМ с выявлением нарушений, за 6 мес. 2024 года — 1,4 нарушения на одно КНМ (6 мес.2024 г.-342 нарушения).
Из них 16,7 % составили нарушения различных статей закона РФ «О защите прав потребителей», связанных с не предоставлением потребителям установленной информации о продавце (исполнителе, импортере) и о товаре (работе, услуге); включение в договор условий, ущемляющих права потребителей; нарушения при дистанционной продаже товаров и др.; 83,3%- нарушения иных нормативных правовых актов РФ (в т.ч. законов и Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Правил бытового обслуживания населения, Правил маркировки различных товаров и др.).
Составлено 157 протоколов об административных правонарушениях по различным составам КоАП РФ, из них 42 протокола для рассмотрения направлены в судебные органы для рения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и конфискации товара. По результатам рассмотрения 87 протоколов вынесены постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения (57 постановлений) и наложения административного штрафа (30 постановлений), общая сумма наложенных штрафов Управлением составила 392,0 тыс. рублей. Из 31 протокола, рассмотренного судебными органами: по 21 протоколу вынесен штраф с конфискацией предмета административного правонарушения, по 8 –административный штраф, по 2-предупреждение. Общая сумма наложенных судами штрафов составила- 744,0 тыс. рублей.
В первом полугодие 2025 года в Управление поступило 1268 обращений (аналогичный период прошлого года – 1231 обращение). Вопросы защиты прав потребителей являлись основанием для обращений в 53% случаев, поступило 673 обращения (аналогичный период 2024 года – 54%), в том числе в сфере торговли — 333 обращения, в сфере предоставления услуг — 340 обращений.
В сфере услуг наибольшее количество жалоб приходится на жилищно-коммунальные услуги (22 %), услуги связи (18%), деятельность на финансовом рынке (14 %), бытовое обслуживание населения (11 %), медицинские услуги (7 %), транспортные услуги (5%) и другие.
По результатам рассмотрения обращений в большинстве случаев заявителям даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов мерах реагирования, 26 % обращений направлены на рассмотрение по подведомственности в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В рамках рассмотрения обращений в сфере защиты прав потребителей в истекшем периоде 2025 года продавцам (исполнителям услуг) объявлены 90 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложениями о принятии мер по обеспечению их соблюдения.
По результатам рассмотрения обращений выявлено 17 случаев причинения вреда имуществу потребителей, в том числе 5 случаев, вызванные приобретением, использованием товаров (работ, услуг), имеющих недостатки; 12- предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах). В добровольном порядке возмещено имущественного вреда потребителям в размере 187,4 тыс. руб.
Помимо контрольных (надзорных) функций Управлением реализуются полномочия по судебной защите прав конкретных потребителей. По итогам полугодия Управлением подано в судебные органы 25 исковых заявлений в части защиты прав законных интересов потребителей. По результатам рассмотрения 24 исков требования потребителей удовлетворены, гражданам присуждено 1120, 0 тыс. руб., из них в счет компенсации морального вреда 58,0 тыс. рублей.
За консультациями по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей потребители и представители сферы бизнеса могут обращаться:
— Общественная приемная Управления по телефонам 971-106, 971-083;
-Центр по информированию и консультированию потребителей ФБУЗ «ЦГи Э в Новгородской области» по телефонам 77-20-38, 73-06-77;
— работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Управление напоминает о возможностях потребителей активно использовать Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, где каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
Post Views: 489